Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

9.3. Общение как спор


Значение, которое имеет общение участников конфликтной ситуации Д-Т для ее решения, делает понятным, почему многие специалистов переговоры считают центральным моментом конфликта.

В процессе переговоров уточняется предмет конфликта, выясняются позиции участников, закладываются основы решения конфликтной ситуации.

Успешное проведение переговоров способствует быстрому и оптимальному решению конфликтов, и наоборот • • неудачи в их проведении усложняют ситуацию, усиливают напряженность сторон.

Много конфликтов и недоразумений возникает между партнерами через непонятные вопросы. Чтобы спрашивать других, необходима смелость, поскольку вопрос другому предусматривает самораскрытия.

Пренебрегать вопросами - значит открыть путь здогадкам. Без вопросов человек произвольно формирует представление о других, присваивая им на основе своих выдумок те или иные качества и недостатки. Отказываясь путем вопросов прояснить намерения другого, она строит свои предположения о его мотивах и будущие поступки, а потом подводит свое поведение под придуманную схему действий.

Готовясь провести беседу со своим оппонентом (если руководитель является сам участником конфликта) или с участниками конфликта (если конфликт между работниками), необходимо заранее проанализировать ситуацию, попытаться создать своеобразный портрет участников конфликта, четко уяснить мсту беседы и ее основной схемы. Таких бесед может быть несколько: мстою первой может быть снятия напряжения, затем - выяснения позиций. Проводя беседу, руководитель должен сохранять контроль над ситуацией, управлять процессом беседы.

Конструктивный стиль спора характеризуется конкретностью (четко определен предмет конфликта, отсутствие обобщений, переходов на другие проблемы): активностью обеих сторон, заинтересованностью в беседе; четким изложением своей позиции и внимание к противоположному; соблюдением ристических основ поведения по отношению друг к другу, не задев личности другого. Беседа будет удачной, если в результате:

• партнеры получили дополнительную информацию, несколько изменили свое видение ситуации или позиции партнера.

• удалось хотя бы частично снять напряжение:

• пришли к большего взаимопонимания и сближения своих позиций;

• смогли решить проблему и ііікриіи конфликт.

Если же в результате спора партнеры не узнали для себя ничего нового, напряжение между ними сохранилось, или даже усилилось, они чувствуют невозможность или нежелание изменить ситуацию, то переговоры, беседу следует считать отрицательным.



Назад