Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

11.1. Служебный этикет как совокупность правил поведения человека


Этикетом называется совокупность правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих отношений, Этикет тесно связан с жизнью общества. Этикет способствовал развитию культуры. В этикете каждого народа сохранены формы почитания женщины, культ матери. Перед матерью обнажали голову, женщинам дарили цветы, оказывали знаки внимания.

Дворяне России рассматривали этикет как особую знаковую систему, которую отличала их общей массы россиян.

Этикет как феномен культуры демократизовался со временем, а этикетные нормы стали неотъемлемым компонентом образа жизни (в быту, на работе, в общественных местах) воспитанного человека.

Служебный этикет - это совокупность найдоцільнішіх правил поведения людей в трудовых коллективах. Эти правила обусловлены важнейшими принципами общечеловеческой морали и нравственности.

Не секрет, что на работе каждый человек является объектом внимания коллег, посетителей, которые обращают внимание на ее приветствие, умение спрашивать, слушать, проявлять уважение к другим и т.д.

"В любом мелком, даже незначительном, неприметном поступка уже оказывается наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится и встает с места, и молчит, и подвигается иначе, чем умный человек," - писал Ж. де Лабрюйєр.

Соблюдение правил и требований служебного этикета является обязательным для всех: и руководителей и подчиненных. Так, на службе люди обычно обращаются друг к другу на "Вы", ведут себя вежливо, стараются быть вежливыми и корректными.

На светских раундах, по правилам этикета, разговаривают о приятные и интересные вещи, не обсуждают личную жизнь, внешность присутствующих, деловые проблемы, пытаются улыбаться.

Этикет - это язык символов. Человек должен использовать его с целью лучше взаимодействовать с другими (коллегами, партнерами).

Правила и требования служебного этикета должны способствовать созданию здорового морально-психологического климата и подъему настроения, повышению производительности труда. Ученые советуют:

руководителю:

• пытаться делать замечания подчиненным вич-на-вич;

• научиться поощрять подчиненных;

• признавать свои ошибки;

• уметь наказывать;

• не спорить по пустякам;

• быть доброжелательным, деликатным; всем сотрудникам:

- владеть общей культурой;

- порядочно относиться к другим;

- уважать человеческое достоинство коллег;

- не лицемерить, не лгать;

- быть вежливыми;

- свои невзгоды, горести оставлять за пределами учреждения;

- быть доброжелательными, добросовестными, почтительными, тактичными, деликатными;

- уметь выражать соболезнования.

Служебный этикет предусматривает и правила поведения с клиентами и партнерами по бизнесу.

Этикет служебных отношений обязывает:

• быть вежливым до всех клиентов (мнение каждого клиента влияет на имидж фирмы, учреждения);

• встречи начинать вовремя;

• на все звонки и письма клиентов своевременно давать ответы;

• выполнять принятые решения в указанные сроки;

• работников быть в хорошем и опрятной одежде.

Все это будет способствовать надежным и долговременным отношениям с клиентами, росту доходов фирмы.

Служебный этикет предполагает отношения с иностранцами. Для делового общения с ними нужно хорошо знать обычаи, традиции страны, представителем которой является ваш партнер, а также принятые там правила этикета.

Но следует помнить, что одним из важнейших принципов зарубежного делового этикета является поддержка честных и почитаемых отношений с партнером.

 



Назад