Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

11.3. Авторитет личности


Авторитет - это социальная роль, с которой связаны соответствующие ^около гт качества сотрудников: высокий уровень управленческих решений, умение решать производственные проблемы и конфликты, адекватное прогнозирование и т.д.

Авторитет - это также психологическое состояние личности, которая выполняет эту роль. Он состоит из осознание своих возможностей и компетенции, понимание того, чего ждут от него другие, признание своих прав и привилегий. Поэтому рост авторитета руководителем расценивается как личная победа, а его потеря - как трагедия.

В связи с этим необходимо рассматривать две стороны авторитет - авторитет должности (т.е. соответствующий уровень обязанностей, ответственности, прав, которые предоставляет и требует данная должность) и авторитет личности, который характеризуется соответствующим уровнем деловых и организаторских умений и способностей, морально-психологических качеств и принципов.

В идеале авторитет личности превышает авторитет должности. Хорошо, когда они совпадают, тогда руководителя характеризуют как ответственную личность, которая хорошо знает круг своих обязанностей и не злоупотребляет своими правами.

Авторитет проявляется и поддерживается в выявлении уважения, учете мнения, в хороших результатах работы, симпатии со стороны сотрудников.

Но авторитет личности может быть ниже, чем авторитет должности, другими словами, работник не соответствует занимаемой должности, требованиям.

Внутренне это проявляется в блокировании информации, что вызывает сомнение в личном авторитете (нежелание замечать негативные явления, за которые руководитель несет ответственность, преувеличение достижений, неадекватная реакция на критику). Это проявляется также в стремлении избежать таких ситуаций, в которых могла бы оказаться личная некомпетентность.

Внешне в организации это выражается в проявлении неуважения со стороны сотрудников, особенностях кадровой политики, в ухудшении морально-психологического климата в подразделении, отношении работников к своим обязанностям.

Это логические последствия ситуации, в которой постоянно идет поиск "виновных", а выдвинутые идеи, предложения оцениваются тем, насколько они соответствуют мнении "авторитета".

В связи с этим возникает проблема организации рабочего места и режима работы руководителя.



Назад