Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

11.4. Особенности работы руководителя и нормы его поведения


Особенность работы руководителя заключается в том, что ему необходимо постоянно общаться с людьми и работать с информацией. Такое информационное нагрузки может привести к цейтноту, нервов, то есть стрессов.

В экстремальных условиях человек может проявить максимум храбрости и сообразительности. Но если такие условия сопровождают ЕЕ каждый день, то резко снижается работоспособность, быстро возникает усталость.

Частый стресс приводит к тому, что в организме страдает найслабіша звено: повышенное артериальное давление превращается гипертония, нарушения в работе сердечной мышцы вызывают инфаркт.

Охрана труда связана не только с профессиональными условиями (вредные вещества, высота, вибрация и т.п.). Охраны нуждается и умственная, в том числе и управленческая работа.

Организм - это очень тонкий механизм, который требует культуры отношений, профессионализма. О неприемлемые условия, переутомление он сообщает головной болью, отсутствием аппетита, бессонницей и другим признакам.

Талант руководителя никогда не распространяется на все ступени управленческой культуры. Не спешите на высшую должность, возможно, будет недосягаемый уровень вашей компетентности.

Кабинет - рабочее место не только хозяина, но и всех, кто с ним встречается.

Как показывают выборочные исследования, шум во многих административных помещениях превышает допустимый уровень. Поэтому дверная обивка, двойные двери и оконные рамы, звукоизоляционные перегородки - это не роскошь, а необходимость.

Не только звуки, но и цвет имеет психологическое влияние на человека, его самочувствие. Знание свойств цвета, умелое их сочетание в административных помещениях повышает работоспособность, снижает утомляемость и раздражительность.

Одна из актуальных проблем сегодня - оценка режима управленческой (умственной) труда из информационных позиций.

В голове человека содержится 15 миллиардов нервных клеток-нейронів. их работа организована так, что одни клетки работают, другие - отдыхают. Например, перед вами стоит актуальная профессиональная проблема. Часть нервных клеток мобилизуется, строится локальная иерархическая структура - целевой ансамбль, распределяются функции, подключается энергия. Через некоторое время налаживается нормальная работа. Клетки мозга работают. Вы приходите домой и настраиваетесь на другую проблему. Предварительная будто забывается, идет мобилизация других нервных клеток, собирается полный ансамбль, который получает основную энергетическую поддержку. На следующий день, придя на работу, вы находите "профессиональный" ансамбль целости и сохранности, клетки отдохнули и после некоторой настройки начинают работать. Если же к делу не возвращаться несколько дней, то необходимо больше времени на подготовку, вплоть до полной мобилизации. Суть поговорки "понедельник - тяжелый день" заключается в том, что чем длиннее перерыв, тем больше времени необходимо для настройки на деятельность.

Другая поговорка говорит: "Отдых - это смена деятельности". Когда подключено несколько ансамблей нервных клеток, необходимо уметь вовремя переключаться.

Если построено много ансамблей и переключение являются частыми и внезапностью, с дефицитом времени на настройку, то возникает невроз.

Все, что человек видит, она сочетает с тем, что слышит и о чем думает - так осуществляется информационный синтез. Если же информация поступает несвоевременно, очень быстро или в большом объеме синтез не возникает, а создается информационный шум, который приводит к потере предварительной информации, усложняет прием и обработка новой.

До нервного напряжения, а при частом повторении - к неврозам приводит также информационная диверсия (высокий уровень шума, который мешает сосредоточиться; навязывание информации, которая вас не интересует; музыка или шум во время отдыха).

Объем информации и круг людей, с которыми руководитель должен иметь дело, увеличиваются по мере того, как он поднимается по ступенькам должностной лестницы.

Как утверждают врачи, без потерь для своего здоровья один человек в состоянии регулировать связи не более, чем на трех - четырех ступенях административной системы (на каждой из которых по пять-семь непосредственных подчиненных).

Мозг работает не менее 16 часов в сутки. Только во время сна, когда один ансамбль нервных клеток переключается на другой, центральная нервная система отдыхает.

Бессонница - признак нарушения информационного режима, более эффективно с ней бороться не с помощью лекарств, а исправлением своего информационного режима.

Рекомендуется начинать день творческой работой, а заканчивать - рутинной, монотонной, ведь самые умные мысли приходят чаще всего утром ("Утро вечера мудренее"), при условии, что можно не спешить, собраться с мыслями.

Необходимо сделать так, чтобы человек руководил своими делами, а не наоборот. Обладая такой культурой управления, можно много и продуктивно работать, меньше уставать, не болеть профессиональные заболевания.

Проблема здоровья руководителя, менеджера. Стрессовое состояние характеризуется потерей покоя, самоконтроля, невозможностью сосредоточиться на решении соответствующей проблемы, поэтому если вы попали в такую критическую ситуацию, следует:

• внутренне смиритесь с тем, что есть, и примите это как факт. Тс, что уже случилось, нельзя изменить. Это снижает эмоциональное напряжение;

• проанализируйте данную ситуацию. Представьте себе худшие последствия, которые могут быть. Примите их как возможный вариант;

♦ теперь спокойно ищите пути выхода из данной ситуации или проблемы.

Максимально активизируйте свою интеллектуальную деятельность на фоне эмоциональной уравновешенности. Выход есть всегда, его просто необходимо найти.

Когда человек находится в состоянии паники, она не может сосредоточиться на решении той или иной проблемы, но заставив себя мысленно принять самое худшее, этим самым сбросив груз панического волнения, она начинает искать правильный выход.

Деловые люди, которые не знают, как бороться со стрессами, умирают молодыми. Чтобы ликвидировать большой процент ненужных волнений на работе по поводу решения деловых проблем, в первую очередь попробуйте дать четкие и исчерпывающие ответы на вопрос: "В чем суть проблемы? Каковы ее причины? Есть ли возможные решения? Что конкретно вы предлагаете?"

Этим вы не только уменьшите свое волнение и раздражение, но и улучшите свои дела.

Систематические перегрузки и, как следствие, - постоянное состояние нервного напряжения становятся для руководителей все более привычными. Современная управленческая деятельность - это очень напряженный ритм жизни.

Согласно материалам ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Современный руководитель работает, как правило, в условиях:

♦ дефицита времени;

4 избытка информации;

♦ ненормированного рабочего дня;

♦ постоянного давления со стороны подчиненных и высшего руководства;

♦ вынужденного риска;

♦ одновременного решения нескольких разноуровневых заданий. Все это приводит к резкому увеличению "болезней века" (сердечно-сосудистых, онкологических, язвенных, психических и т.п.).

Чаще всего выделяют такие виды здоровья: физическое; психическое; духовное.

Физическое здоровье - это устойчивый функциональное состояние организма, который обеспечивает успешную жизнедеятельность человека (как отдельных тканей, органов и систем, так и всего организма в целом) в пределах возрастной нормы.

Психическое здоровье - это способность человека осознанно относиться к функций своего организма, способность регулировать свои психические процессы (мысли, чувства, желания, реакции на другого человека как равную себе, в признании существования норм, которые регулируют отношения между людьми, признание необходимой степени одиночества и относительной зависимости от других; также осознание личной неповторимости и индивидуальности как ценности и зівставлення своей индивидуальности с проявлениями индивидуальности других людей.

Основными признаками духовного здоровья являются:

  • восприятие жизни как ценности и стремления к созданию новых ценностных качеств, поиски источников, находящихся за пределами человеческих сил в высших сферах;
  • гуманистические способы воздействия на себя и окружающих (поощрения, наказания, испытания);
  • целостность внутреннего мира, которая задается системой правил и суждений, принятых для себя человеком осознанно, жизненными принципами и целеустремленностью (жизненная философия, жизненные цели);
  • ощущение постоянного удовлетворения жизнью в отношении к другим людям, восприятия его как высшей ценности.

Здоровье человека зависит от наследственности, экологической среды, медицинского обеспечения и на 50% от образа жизни.

Образ жизни включает трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы поведения людей в типичных ситуациях.

Стресс: факторы, которые его вызывают, профилактика. В общих факторов, которые вызывают стресс, относятся:

• неудовлетворительная организация служебной деятельности (задержки, безответственность, неритмичность), то есть отсутствие системы в работе;

• недостаточное количество сотрудников. Это заставляет руководителя выполнять кроме своих обязанностей и обязанности других, создает дефицит времени и снижает качество выполнения своих непосредственных обязанностей;

• режим рабочего времени (работа в ненормированные и неудобные часы). Это нарушает привычные биологические ритмы сна и трудоспособности;

• возникновения и решения внезапных критических проблем;

• статусные проблемы (низкий статус, небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного выдвижения);

• заорганизованности, формализм и засідательська суета (ненужные ритуалы и процедуры). Это проявляется в бумаготворчества и бесконечных совещаниях;

• неопределенность и непредсказуемость развития событий в организации (частая смена в местной политике, изменение задач и целей организации, частая ротация сотрудников) вырывает руководителя из привычной среды, в котором он хорошо ориентируется и стабильно себя чувствует.

Кроме общих, существуют и специфические стрессоры (факторы, способствующие возникновению стрессов): нечеткие ролевые обязанности, высокий уровень притязаний, особенности взаимодействия с подчиненными или высшим руководством, особенности управленческого труда и т.д.

Профилактика стрессов

В основе профилактики стрессов лежат следующие основные подходы: / мудрое отношение к своей жизни, его активное конструирование.

Это означает постановку и достижение соразмерным со своими возможностями жизненных целей, умение отличать главное от второстепенного, находить и видеть основные, доминирующие линии жизни, а не гнаться за сиюминутными случайными целями.

В свое время Г. Нибур писал: "Боже, дай нам мудрости принять то, что мы не можем изменить; мужества, чтобы изменить то, что можем; и мудрости, чтобы отличить одно от другого".

Необходимо знать степень влияния на события, то есть быть реалистичным в оценке своих возможностей, так и ситуации, в которой мы находимся. Уметь подходить к проблеме с разных сторон. Воспринимать действительность такой, какой она есть в реальности, а не в нашем воображении. Понимать окружающих и соответственно к ним относиться. Уметь перенимать положительный опыт, уроки, жить полной жизнью в каждый данный момент ее; прогнозирование стрессогенных факторов индивидуальной жизни и заблаговременная подготовка к ним, т.е. формированию стрессоустойчивости.

До основных мероприятий этого направления принадлежит самонаблюдения для познания себя; ознакомление с опытом других, специализированной литературой из стресса; динамическое формирование адекватного образа жизни; физические упражнения; наличие эффективной среды поддержки (семья, социальное окружение, друзья, родственники); формирование волевых качеств (целеустремленность, инициативность, настойчивость, выдержка, решительность, выносливость).

Активное противодействие стресса - это ряд мероприятий, подходов; стратегия поведения, которые в своей совокупности создают систему, которая если не полностью снимает негативные последствия стресса, то максимально ослабляет их.

К структурных элементов этой системы можно отнести: • анализ индивидуальной картины стресса;

• мобилизацию физиологических возможностей организма для противодействия стресса посредством увеличения употребления жидкости и правильного питания, упражнений для дыхания, физических упражнений, комбинирование упражнений на гибкость и выносливость;

• мобилизацию психофизиологических возможностей для противодействия стрессу или психической саморегуляции: релаксации в форме нервно-мышечного расслабления тела; медитации как метода психической саморегуляции' с помощью умственных действий.

Нормы поведения руководителя

Сложный ритм работы требует от руководителя и соблюдение этических норм в служебных взаимоотношениях с коллегами, партнерами по бизнесу и т.д.

Основная этическая норма - сохранение достоинства человека независимо от ее статуса.

Президенты японских компаний считают, что руководители должны усвоить такие качества и стандарты поведения:

• широта взглядов и глобальный подход к проблемам;

• перспективное предвидения и гибкость;

• инициативность и решительность;

• упорство в работе и непрерывное самосовершенствование.

По их мнению, руководители должны иметь такие личные качества:

- уметь четко формулировать цели и установки;

- уметь выслушивать мнения других;

- быть беспристрастными, бескорыстными, лояльными;

- иметь способность полностью использовать возможности подчиненных правильно;

- быть справедливым в отношении к подчиненным;

- быть привлекательными;

- уметь сплачивать людей и создавать им благоприятную атмосферу для работы.

Американцы, которые умеют считать деньги, считают, что лучше знать хорошего, умного менеджера и потратить определенную сумму, чем тратить в 10 раз больше через руководителя, который не может общаться с подчиненными.

Психологи советуют руководителям:

• здороваться первым с подчиненными;

• предлагать сесть людям, которые заходят в кабинет;

• не допускать грубости;

• не унижать человеческое достоинство подчиненных;

• обещанное делать вовремя;

• не обижать людей;

• уметь извиняться;

• научиться улыбаться;

• уметь слушать людей;

• не проявлять личных симпатий;

• не провоцировать возникновение конфликтных ситуаций;

• не влиять на подчиненных сокрушительной критикой;

• хвалить подчиненных (успех окрыляет);

• выражая негативную оценку, говорить только о результатах деятельности, а не о личности работника;

• не ограничивать самостоятельность и свободу людей, доверять им и способствовать развитию их инициативы.

Есть определенные этические требования к руководителю, который принимает посетителей, встречается с клиентами. Он может варьировать свое поведение, местонахождение в кабинете в зависимости от ранга и цели визита посетителя:

• если официальный визит - хозяин кабинета, сидя за рабочим столом, отвечает на приветствие посетителя и приглашает его сесть перед своим столом. Время визита, характер общения и его итоги определяет хозяин кабинета;

• если визит неофициальный - встречая гостя, хозяин, отвечая на его приветствие, выходит из-за стола и приглашает его в зону коллегиальной работы, а сам садится напротив него. Время встречи зависит от предварительной взаимной договоренности;

• если дружественный визит - хозяин кабинета встречает посетителя, стоя в центре помещения, а после обмена приветствиями приглашает его сесть в кресло с журнальным столиком. Общение характеризуется полной открытостью, готовностью к взаимовыгодных решений.

Имеет, конечно, значение и то, в каком помещении происходит встреча, как расположены мебель, соблюдены ли единого стиля, в котором оборудован кабинет. Еще древнекитайские философы говорили о том, что вещи, которые окружают человека, влияют на ее дела. Принимая посетителей, нельзя фамильярно разговаривать с подчиненными и критиковать их. Если своевременно хозяин не смог принять посетителя, надо выйти к нему и извиниться, помня, что время - это деньги. Есть еще много других этических требований и особенностей в работе руководителя, и, как правило, он их приобретает в процессе своей деловой деятельности.

Морально-психологический портрет отечественного руководителя в Украине еще формируется. Черты, которые имели так называемые номенклатурные руководители по прошлых времен, в новых рыночных условиях меняются. А молодые руководители, которые появились после перестройки, работают методом поиска и ошибок, приобретая собственного опыта. Уже есть первые попытки обобщения качеств и стандартов их поведения, однако этическую сторону их работы, правила этикета в отношениях с подчиненными пока обработано недостаточно.



Назад