Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

11.6. Речевой этикет украинской науки


От чего он зависит? Как формировался? Речевой этикет существовал и существует в современной украинской науке. Он является результатом значительных языково-стилистических процессов, которые произошли в области украинского научного стиля. Эти процессы особенно заметны за последнее столетие. Наука развивалась под лозунгом интегрирования, профессиональное вещания науки тяготело к унификации и стандартизации, то есть на средствах выражения речевого этикета существенно сказались известные социальные, то есть внеязыковые факторы. Это и привело, по мнению ученых, то, что национальное в речевом этикете украинской науки нивелировалось, растворилось (табл. 5).

Речевой этикет имеет большое значение в коммуникации ученых, их поведение и речь зависят от того, с кем они общаются: ученый и его коллеги общаются в собственно научном подстили, а ученый и его ученики - в научно-учебном подстили.

Ученый, общаясь с коллегами, использует одни языковые формулы (приветствий, прощаний, представлений, обращений и т.д.), а во время общения со студентами - другие. Следовательно, средства выражения речевого этикета зависят от того, с кем общается ученый, и они имеют определенные дифференциальные признаки (потому что меняется разновидность научного стиля).

Структура речевого этикета в научном стиле зависит от формы общения. Так, находясь на научном симпозиуме, ученый должен использовать совсем другую форму обращения к коллег-ученых, чем ту, которую он использует во время академической лекции. Конечно, ученый может менять языковые формулы. Эти изменения будут зависеть от культуры, изысканности речи, вкусов, традиций научного работника, условий и цели общения. Почти неизменными остались

  • этикетные выражения, которые используются во время публичной защиты диссертаций (это выражения обращений к председателя и членов диссертационного совета, напр.: Глибокоповажаний председатель специализированного ученого совета! Глубокоуважаемые члены специализированного ученого совета! Уважаемые коллеги!
  • выражения благодарности членам специализированного ученого совета, оппонентам, напр.: Позвольте сердечно поблагодарить председателя специализированного ученого совета - члену-корреспонденту Академии педагогических наук Украины, доктору экономических наук, професорумоєму руководителю, доктору экономических наук, профессору сердечно благодарю официальным оппонентам: доктору экономических наук, профессору .... кандидату экономических наук, доценту..; ученым ведущего учреждения: кандидату экономических наук, доценту..; доктору экономических наук, профессору ... Моя благодарность всем ученым, которые прислали отзывы на автореферат (аналогично, как и выше, называются). Искренне благодарю кафедре.., ее заведующему.., всем сотрудникам кафедры и в частности профессору.., доценту.., которые приложили усилия при аттестации работы на предыдущих этапах. Сердечная благодарность всем членам специализированного ученого совета за участие в обсуждении работы. Выражаю особую благодарность ученому секретарю диссертационного совета...).

Таблица 5

ЭТИКЕТНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ УЧЕНЫХ

Поздравление 3 коллегами: Доброго дня! Здравствуйте Участников! конференции руководитель может поздравить так:Рад Вас приветствовать в нашем городе Своего! коллегу преподаватель может поздравить словами: Моєшанування! (будет звучать более торжественно) .Зі студентами: Доброго дня! Здравствуйте!
Прощание До свидания! До встречи! К следующей лекции!
Благодарность
после окончания научного доклада или лекции Благодарю за внимание! Спасибо за вопрос!
- при защите диссертации Спасибо за дельные замечания!
- людям, которые помогали, консультировали во время создания труда В работе над книгой неоценимую помощь автору оказали члены научного семинара отдела дифференциальных уравнений Института прикладных проблем механики и математики АН Украины. Руководителю семинара, заслуженному деятелю науки Украины профессору В. Я. Никто и всем активным участникам автор выражает искреннюю благодарность (Сявавко М. С. Интегральные цепные дроби. - К.: Наук, мысль, 1994. - С. 7).
В научных текстах (и в устной речи) нужно употреблять авторское "мы" На наш взгляд, считаем, мы убеждены, мы придерживаемся другой классификации
Во время полемики, отрицание или высказывания пожелания относительно точек зрения других: - нейтральная позиция автора (простая констатация взглядов других ученых): отметил, предложил, отмечал, занимался
- одобрение позиции других авторов: удобное /справедливо, справедливый/ справедливо, без сомнения, бесспорно
- неприятие автором позиции других авторов: автор должен подобрать языковые клише, чтобы выразить сомнение - невосприятие - отрицание
При написании рецензий: Во вступлении: новая оригинальная работа по маркетингу (основ рыночной экономики), является первой попыткой глобального исследования, работа является попыткой сравнительного анализа .... давно ожидаемый финансовый словарь и т.д. В основной части подастся оценка работы, ее частей, высказываются пожелания: представлена к защите диссертация - чрезвычайно весомое и скрупулезное исследование о .... процедура анализа диссертантки отмечается грунтовн русское, взвешенностью, которые обеспечиваются удачным использованием статистического метода и др. Завершение рецензіїЗауваження выражают с помощью таких языковых формул, которые будто "стирают" некоторую категоричность (это проявление научного такта): однако, по нашему мнению, анализ... выиграл бы, если бы диссертант последовательнее различал..., очевидно, ошибочно.., хотелось бы... Конечные фразиПри одобрении работы: однако высказанные нами замечания не снижают хорошего впечатления, которое производит диссертационное исследование.., с серьезным углублением в суть проблемы, сделаны важные теоретические выводы.

Диссертация ... полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата экономических наук; таким образом с все основания считать, что П. О. Коваль - сформирован ученый и вполне заслуживает присуждения ей за представленную диссертацию ученой степени кандидата экономических наук

Вывод:

• речевой этикет определяется формой научного общения, его разновидностью, жанру;

• он согласуется структурой научного текста;

• выбор этикетной формулы не зависит от возраста, характера взаимоотношений ученых, места и времени их общения.

Запомните формулы речевого этикета:

Весомые научные достижения...

Заслугой автора ...

Справедливо мнение...

Справедливо считать, что...

Справедливое утверждение ...

Справедливо утверждать...

Без сомнения, Вы правы ...

Бесспорно, ваши рассуждения...

Благодарю за внимание!

Спасибо за благосклонное отношение ко мне! Спасибо за вопрос!

Спасибо за дельные дополнения и вопрос!

Выражаем искреннюю благодарность ... за ценные замечания и советы ...

Мы готовы согласиться в этом скорее с ...

Лучше было бы ...

На наш поглядна нашему мнению ... Мы придерживаемся другой классификации...



Назад