Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

13.1. Немного о одежду


Человек сам выбирает, что и когда надеть, не всегда осознавая, что стремится сделать более выразительными или незаметными некоторые черты, свои психологические и социальные качества.

Элементы одежды прежде всего являются знаками групповой принадлежности. Понимание своего места в той или иной социальной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений определяет характер общения и взаимодействия.

В прошлые времена это было настолько важно, что люди соответствующего общественного статуса были обязаны носить строго определенный одежду. Так, в древнем Китае одежду желтого цвета носил только император, и если кто из подданных делал попытки измерить желтый халат, то мог поплатиться за это своей жизнью. В средневековой Европе церковь диктовала в одежде практически все: длину и ширину платья, длину носка обуви, количество и характер украшений для представителя каждого социального класса. Понятно, что по одежды житель средневековья сразу мог определить социальный статус каждого человека.

Вместе с демократизацией общества официальная роль одежды меняется. Сейчас нет таких жестких запретов и правил, хотя представители некоторых профессий имеют свой специальная одежда. Но и теперь связь костюма и социальной роли остается достаточно сильным. Исследования свидетельствуют, что почти все взрослые могут по одежде определить статус человека, примерно указать род ее занятий. При этом мы опираемся на качество костюма, которая напрямую связана с его стоимостью, соотношением с модой, дефицитностью, элитарностью и т.д. Оценка костюма бессознательно переносится на оценку личности.

Одежда (в том числе специальный) побуждает человека приписывать другому те качества, которые она не проявила, но которые ассоциируются с соответствующей социальной ролью. Психологи называют это явление "эффект ореола".

Часто он помогает нам быстро и достаточно точно оценить человека. Одевая тот или иной одежду, люди и сами подсознательно рассчитывают на этот эффект. Но самый сильный эффект вызывает традиционный строгий костюм, глядя на который мы подсознательно делаем вывод, что перед нами серьезный человек, который занимается серьезным делом. Такие костюмы носят президенты, министры, предприниматели, профессора, управленцы и другие деловые люди.

Возможность распознать человека за ее одеждой не нужно переоценивать. Ведь костюмы, платья подобного фасона носят разные люди, наделенные индивидуальными особенностями. Кроме того, существует мода, которую почти невозможно соотнести с психологией личности. Поэтому в манере одеваться оказывается две тенденции: стремление к интеграции, общности с другими; стремление утвердить собственное "Я", выделиться из массы.

Быстрое развитие производства и связанная с этим проблема совершенствования деловых отношений заставляют все больше внимания обращать не только на прямые, но и на дополнительные факторы, которые влияют на успех в деловых контактах, а правильно выбранный костюм помогает создать необходимую деловую атмосферу. Наша одежда - это часть того внутреннего мира, который свидетельствует о нашу личность, статус, авторитет.

Все знают пословицу "Встречают по одежке, а провожают по уму".

Форма одежды - лучшая характеристика человека, которая отражает вкусы и привычки личности. В жизни человека эстетика костюма имеет не меньшее значение, чем эстетика поведения. Неряшливость в одежде равноценная моральном самоубийству. Умение одеваться является наукой и искусством и зависит от привычек и чувств. Как говорил Оноре де Бальзак: "Дело не столько в костюме, сколько в умении его носить".



Назад