Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Состояние источниковой базы


Источники по истории Древнего Египта делятся на четыре группы: древнеегипетские письменные памятники, сообщения античных авторов и Библии о Египетского, жанровые сцены, изображенные на стенах храмов и гробниц, нам памятники материальной культуры.

Древнеегипетских текстов сохранилось немало, ибо египтяне нередко писали на "вечном" материале: на стенах и колоннах храмов и гробниц, на каменных плитах и саркофагах, на костяных дощечках (палетках), печатях, амулетах и т.д. К тому же они списанным папирусом часто пеленали мумии, пропитывая его ароматными смолами, благодаря чему он становился более долговечным.

Из письменных источников египтологи больше всего ценят списки фараонов, выбитые на стенах храмов в Карнаке,

Абидосе и Саккара. Эти списки содержат не только имена фараонов, но и годы их царствования, что делает их незаменимыми для составления хронологии. К сожалению, в разных списках фараоны именуются по-разному и это создает дополнительные трудности для египтологов.

Ценную историческую информацию содержат также царские летописи, особенно "Палермский камень", "Анналы Тутмоса III", "Стелла Пианхи" ("Поэма о Кадетскую битву") и др. Однако к этой информации нужно относиться очень критически, потому что фараоны имели привычку приписывать себе военные, заслуги своих предшественников, "одалживали" друг в друга военные сюжеты и изображали себя победителями даже в тех случаях, когда для этого не было никаких оснований. В царских летописях находим также сообщение о другие народы Передней Азии.

Существенно дополняют информацию, что содержится в царских летописях, "автобиографии" египетских вельмож, однако и эти источники не слишком обременены исторической правдой. При знакомстве с ними упоминается ироничное предостережение Бернарда Шоу: "Когда вы читаете биографию, не забывайте, что правда всегда непригодна для опубликования".

Среди египетских письменных источников почти полностью отсутствуют юридические документы и материалы хозяйственной отчетности, а те немногие, что дошли до нас, не во всем правдиво отражают хозяйственную жизнь страны, ибо египтяне имели врожденную "страсть к рекордам, свершений, перевыполнений". Чтобы исследовать общественную жизнь в Єгипті, ученым приходится больше пользоваться литературными и даже религиозно-мифологическими сюжетами.

О научные знания в Древнем Єгипті рассказывают словари, задачники, медицинские и астрономические трактаты, древнейшая в мире "энциклопедия" ("энциклопедия Аменемопе"). Религиозная жизнь древних египтян достаточно ярко отражено в их богатой заупокойной литературе ("Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых" и др.).

Таким образом, древнеегипетские письменные источники хуже всего отражают социально-экономическую историю страны, лучше - политические, культурные и религиозные процессы.

Важным, тем незаменимым дополнением к письменных источников, удивительно реалистичные жанровые сцены на цветных рельефах и росписях египетских храмов, гробниц и саркофагов. Египтяне, очевидно, верили, что эти изображения "оживут" на том свете, чтобы покойник оказался в привычном для него окружении, поэтому выполняли их как можно правдивее и всесяжніше, что превратило их в настоящую энциклопедию древнеегипетского жизни.

Ценные сообщение о Древней Египетского есть в иностранных - мудрецов, ассирийских, кушитських и др. - надписях. По Библии, то ее египетские сюжеты касаются почти исключительно пребывания древних евреев в этой стране.

С античных авторов наиболее полно описал Египетского "отец истории" Геродот, который в 445 г. до н. э. побывал в этой стране. Он, в частности, рассказал о природно-климатические условия в долине Нила, о культуре и быте древних египтян, о отдельные события египетской истории. Сообщение о Древней Египетского нам оставил также Диодор Сицилийский, который хотя и посетил эту страну, однако построил свой рассказ на материалах, почерпнутых в других авторов, благодаря чему до нас дошло немало фрагментов утраченных античных работ. "Отец географии" Сграбон описал природные условия Египта, хозяйственное жизни египтян, а Плиний Старший - технологию производства папируса. Ценный материал по древнеегипетской религии находим в работе Плутарха Херонейського "О Ізіду и Озириса". Отдельные сообщения о Древней Египетского в работах Гекатея Абдерського, Павсания, Фукидид, Ісократа, Платона, Аристотеля, Аристофана, Гекатея Милетского и других античных авторов. Особенно ценным для египтологов в античной группе источников историческое наследие египетского жреца Манефона, который жил в IV-III вв. до н. э. - двухтомная латинского языковая труд "История Египта". Манефон пользовался фондами храмовых архивов и библиотек, поэтому его сообщение о Египетского достоверные. Это єгиптологічне источник сохранился фрагментарно в работах других античных авторов.

Конечно, сообщение греко-римских авторов о Египетского не всегда достоверны, поэтому относиться к ним нужно критически.

Обнаруженные археологами памятники материальной культуры касаются различных периодов древнеегипетской истории, в том числе древнейшего, и является ценным дополнением к письменных источников. Однако в целом история древнеегипетской цивилизации отражена в них, как и в письменных источниках, неравномерно. В частности, очень невнятные следы остались от ее темных - т. н. переходных - периодов.



Назад