Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Рождения древнеегипетской государства


Люди начали селиться в Нільській долине еще в глубокой древности, Первые их ранньоземлеробські поселения там датируются VII тыс. до н. э. Они состояли из нескольких землянок и лачуг. В хозяйственной деятельности древнейших поселенцев в долине Нила ощущалось влияние переднеазиатского населения, которое, в частности, научило тамошнюю людность разводить овец и коз. Кварталы более поздних таких поселений в Єгипті VI-V тыс. до н. э. уже насчитывали по 12-13 лачуг. На рубеже V-IV тыс. жители страны (археологи назвали их бадарійцями) вступили в медно-каменный век, научились ковать самородную медь, пользовались на охоте бумерангом. Египтяне IV тыс. (их условно назвали амратійцями) начали ирригационное земледелие, научились ткачеству. Среди них уже появились имущественное и социальное неравенство, возможно, даже первые рабы (предположить наличие рабов позволяют тогдашние изображение связанных пленных).

Государственность появилась в Єгипті во второй половине IV тыс. до н. э. в форме административно-территориальных единиц, что их историки назвали греческим термином номи. На рассвете египетской государственности, в Ранньодинастичну сутки, в Верхнем и Нижнем Єгипті существовало соответственно 16 и 10 номов, а к концу Древнего Царства их количество возросло соответственно 22 и 20. Каждый ном занимал территорию, ограниченную местной іригаційною сетью, и был автономным хозяйственным и административным организмом. Номи Верхнего Египта расположились от первого нильского порога до Дельты один за одним, цепью, номи же Нижнего Египта были разбросаны среди болот Дельты. Во главе ному стоял номарх, бывший родовой старейшина, а теперь, с появлением государства, местный царек, который был главным администратором, возглавлял номове ополчения, выступал в роли верховного жреца номового культа, руководил іригаційним строительством.

Номи постоянно конфликтовали между собой. Стычки между ними, нередко кровопролитные, вспыхивали через хозяйственные противоречия и на религиозной почве при малейшем ослаблении центральной власти. Например, Оксирінхський ном постоянно враждовал со своими ближайшими соседями через то, что они охотно ели рыбу оксирінх, которую жители этого ному считали священным.

Жизненная необходимость централизованного контроля за распределением паводковых вод Нила неизбежно вела к политического объединения страны. В конце IV тыс. до н. э. египетские номи объединились в два государства - Южное и Северное Царство, столицами которых (возможно, не столицами, а священными городами, центрами паломничества) стали соответственно Енхаб (Нехен) и Буто. Символами этих государств служили в соответствии цветка лотоса и папируса, верховными богами - Сокол и Гадюка. Обладатель Южного Царства носил белую кеглеподібну корону, обладатель Северного Царства - красную золотую корону в форме обруча со спиралью. Каждый из этих мастеров стремился стать полновластным хозяином Египта. О острое политическое соперничество между ними свидетельствовало появление архаического мифа о победе бога Гора, культ которого сложился в Верхнем Єгипті, над нижней-египетским богом Сетом.

Первым египетским обладателем, о которой сохранила память история, был верхньоєгипетський царь, что имел странное имя Скорпион. Он вышел победителем в войне с северными нормам. После него в Верхнем и Нижнем Єгипті владычествовало еще несколько (или несколько десятков) царей. Первым обычно египетским царем стал на рубеже IV-III тыс. до н. э. Мина (Менес). Египтологи нередко отождествляют его с Нармером, то с обладателем на имя Axa, то приписывают все эти имена одном лице. 1 : 41. с воцарением Мины завершился Додинастический период истории Египта.

Впрочем, часть египтологов считает, что создание единой Египетского государства - это длительный, сложный политический процесс, в котором принимали участие и предшественники, и преемники Мины. Скажем, до Менеса пытались распространить свою власть на весь Египетского уже упоминавшиеся обладатели Скорпион и Нармер (конечно, если Нармер и Менес - не одна и та лицо). На лицевой стороне так наз. палетки Нармера изображен военную победу Нармера, председатель которого увенчанная верхньоєгипетською короной (его имя написано двумя знаками: рыба - нар и каменный резец - мэр). Эта победа была одержана, вероятнее всего, над нижньоєгипетськими ополченцами, ведь на обратной стороне палетки Нармер уже изображенный в нижньоєгипетській короне. Почему же тогда Геродот назвал объединителем Египта именно Менеса? Он мог сделать это потому, что именно от Менеса в Єгипті началось летописания.

Около 3100 г. до н. э. Менес разгромил военные силы Северного Царства. На том месте, где вскоре появился город Мемфис, он построил крепость Белая стена, а в ней - храм богу Птаху. Древние египтяне называли эту крепость Хет-ка-Пта - "Дворец духа Птицы", греки же произносили этот топоним Ейгюптос - Египетского. Что же касается древних египтян, то они свою страну называли Кемет, то есть "Черная", противопоставляя черную землю Нильской долины красной пустыни. Своей столицей Менес сделал верхньоєгипетське город Абидос. Оставил этот мир первый обычно египетский обладатель явно не по-царски: достался на обед гиппопотаму.

Менес не сумел стабилизировать неспокойную политическую обстановку в государстве. Номи Нижнего Египта еще долго не хотели мириться с потерей политической независимости. Преемникам Менеса (кстати, среди них почему были обладатели с неєгипетськими именами) пришлось покорять их силой. Только за последнего царя II династии - Хасехемуї - состоялось, наконец, политическое примирение в стране, поэтому цари III династии уже смело перенесли свою столицу поближе к Дельты, в Мемфис, который вырос на месте крепости Белая стіно.



Назад