Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Государственный аппарат


Сама природа позаботилась о том, чтобы Древний Египетского развивался как над централизованное государство. Если в Месопотамии можно было отводить от нескольких русел Євфрату отдельные магистральные каналы, что обеспечивало хозяйственную, а значит и политическую независимость административно-территориальных округов (городов-государств), то египтяне имели одну-единую водную артерию, пользоваться которой приходилось сообща, всем номам, расположенным цепью вдоль узкой речной долины. В таких условиях политическое объединение страны могло произойти только под эгидой одного из номов, а политическую стабильность могла обеспечить лишь сильная монархия.

В течение суток Раннего Царства царская власть в Єгипті все больше усиливалась. Об этом свидетельствуют тогдашние царские могилы, размеры и богатство погребального утварь которых росли. Так, если с Нармером было похоронено 33 человека, то с третьим царем И династии Джером - уже почти 600. Это подтверждается и появлением в Єгипті праздника хеб-сед, которое, видимо, служило символическим "омоложением" царя и пришло на смену архаичной традиции омертвление престарелым вождя.

Своего апогея политическая централизация Египта достигла в эпоху Древнего Царства (или Строителей пирамид). Ни в одной другой стране Древнего Востока и в самом Єгипті в последующие века царская власть не была такой мощной, как при будівниках пирамид. Основная заслуга в этом принадлежала староєгипетській религии, которая провозгласила царя божеством (именно божеством, а не просто родственником одного из богов). Считалось, что даже имя египетского царя полна мистической силы, поэтому его боялись произносить, а называли царя пер-о, то есть "большим домом". Древнеегипетском пер-о греки произносили как фараон - и этот термин прижился в исторической литературе (впервые доля пер-е появилась в титулатурі фараонов ХУІП династии). Сам же фараон нередко без лишней скромности называл себя "великим богом", "выдающимся из всех богов". Поэтому не удивительно, что даже ближайшие царские родственники считали себя на вершине счастья, когда им позволяли поцеловать сандалию на ноге фараона, другие же смертные целовали прах у ног фараона.

Почему именно в Древнем Єгипті сложился такой сильный культ царя? Чтобы ответить на этот вопрос, следует принять во внимание, что в этой стране не существовало универсальных, то есть общеобязательных, религиозно-этических правил, своей Библии или Корана. Каждый египетский ном, каждый большой город имел собственную теологию, поэтому религия в египетском обществе не была консолидирующей силой, поэтому именно фараон, по словам французского египтолога Кристиана Жака, "давал живое дыхание обществу, формировал дух, душу, чувства древних египтян". В связи с этим жизнь фараона было расписано двірцевими правилами до малейших мелочей, фараон не мог и шагу ступить вне архіскладного дворцового ритуала. Как уверял Диодор Сицилийский, "царям (в Древнем Єгипті) не разрешалось ничего поступать по своему усмотрению. Все было регламентировано законами, и не только государственное, но и личное, повседневная жизнь".

Титулатура египетского фараона состояла из пяти имен, из которых тронное имя связывалось с титулом "царь Верхнего и Нижнего Єгиптів", а личное - с титулом "сын Солнца". Египтологи видят в титуле "сын Солнца" проявление шовинизма египтян. Мол, таким образом египтяне давали знать нубійцям, ливийцам и азиатам, что они должны быть благодарными Египта за ту долю света и тепла, которая достается им от фараона. Пренебрежительное отношение египтян к соседних народов имело под собой реальную основу, ведь Египетская государство была сильнейшей в регионе.

Система престолонаследия трактуется в египтологии неоднозначно. Доминирует вывод о наследования трона в Єгипті по женской линии (наследником становился старший сын первой жены фараона). Аргументом в пользу этой концепции была наличие среди 350 древнеегипетских фараонов нескольких женщин. Однако эта концепция не является общепризнанной. Высказывается мнение, что через чрезвычайно высокую детскую смертность будь-яка стабильная система престолонаследия в Єгипті унеможливлювалась. Пребывание на троне в Єгипті нескольких женщин некоторые ученые объясняют институтом регентства. "От регентства к единоличного владычества оставался один небольшой шаг - и его иногда удавалось сделать", - отмечает, например, О. Томашевич.

Царская власть в Єгипті опиралась на громоздкий административный аппарат, который выполнял не только фискальные, судебные и полицейские функции, но и осуществлял контроль за сельскохозяйственным производством, заботился о создании запасов зерна на случай неурожая, одним словом - руководил экономической жизнью страны. Правой рукой фараона был чате (его еще называют в египтологии визиром) - бывший племенной колдун, который ходил в шкуре пантеры весь увешанный амулетами. Ему подчинялись все ведомства в государстве, за исключением военного (войско возглавлял один из царевичів). Подчиненные первому заместителю фараона царедворцы почти поголовно состояли из царских родственников, хотя известны случаи, когда в верхние эшелоны власти попадали и выходцы из низов. Этот элитный слой понавидумував для себя множество всевозможных должностей, чтобы только удобнее расположиться у государственного корыта. Это - "заведующий всем, что есть и чего нет" (царский казначей), "руководитель пустыне", "начальник поручений", "начальник царского туалета", "сторож царского гардероба", "мастер и носитель царских сандалий", "врач левого глаза царя", "врач правого глаза царя" и др. Одним словом, как справедливо отметил египтолог П. Монте, в Древнем Єгипті, как и везде на земле, "чиновничья братия стремилась размножаться, а не сокращаться".

Характерно, что для центрального административного аппарата был присущ дуализм - рудимент существования в Єгипті прежних двух независимых государств (Южного и Северного Царств). Так, в государстве было две царские казны, два охранника царской печати, голову фараона увенчивала двойная красно-белая корона.

На местах полноправными обладателями были номархи, которые командовали полчищами более мелких чиновников. Номархи всячески подчеркивали свою преданность трону, однако лишь для того, чтобы замаскировать под ее личиной свой удельный сепаратизм.

Среди чиновничьей братии выделялись грамм отії-писці, которые составляли земельный кадастр, вели учет полевых работ и т.д. Это был привилегированный слой земли чиновничества. Писці освобождались от уплаты налогов, различных трудовых повинностей на государство, от всенародного избиение дубинкой по приговору суда. Этот, так сказать, скелет египетской интеллигенции был заражен бациллой социального чванства, относился к простому люду с презрением.

В эпоху Древнего Царства в Єгипті уже действовала хорошо налажена судебная система, которая пришла на смену архаичным общинным судам. Царские судьи приговаривали к конфискации имущества, публичной экзекуции, а за тяжкие преступления - к заключению или смертной казни. "Знай, не знают жалости они во время исполнения своих обязанностей", - говорил своему сыну о служителей Фемиды умудренный жизнью фараон Мерікара, - и поведал сушу правду, ведь в Египетской государстве "исправляли" бамбуковой палкой по приговору суда всех и вся, даже самых крупных вельмож, создавая этим видимость правопорядка. Судам помогала держать народ в повиновении полиция, навербована преимущественно из ливийцев и нубийцев, потому что народ не проявлял к ней особых симпатий. Суды и многочисленные канцелярии с бюрократизированного египетского общества были насквозь коррумпированы. Французский египтолог П. Монте отмечает по этому поводу, что в Єгипті "писці, сборщики налогов и все представители власти, включая самых ничтожных, беспощадно притесняли простой люд, обкрадывая одновременно и народ, и фараона. Судьи без угрызений совести брали взятки, за деньги оправдывали преступника и осуждали невиновного, слишком бедного, чтобы мог им заплатить".

Ядром египетского войска было ополчения, однако в эпоху Древнего Царства уже появились и постоянные военные отряды. Войском, как правило, руководил тот царевич, которого прочили на трон.



Назад