Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Египетского за Рамесидів фіванська теократия


В войнах Рамзеса II Египетского, очевидно, перенапряг свои силы. Возможно также, что к нему уже пришла старческая немощь. Причину следующей катастрофы египтологи видят также в длительной задержке страны в "бронзовом веке", что ослабило ее в военном и экономическом отношениях, в возможном открытом противостоянии между фараонами и фиванским жречеством, в улазливій пропаганде, которая подорвала моральный дух народа и привела к засилью иностранщины, в ослаблении культа фараона, в приходе к власти невольових, недалеких политиков. Как бы там не было, а преемники Рамзеса Великого были больше заняты обороной государства от нападавших, чем организацией новых завоевательных походов. Так, фараон Мернептах, тридцатый сын Рамзеса II, был вынужден отражать натиск ливийских племен и с трудом спас Египетского от страшного нашествия "морских народов" - индоевропейских племен с Балкан или островов Эгейского моря. Однако военные успехи этого фараона мало помогли делу, Египетская государство хиріла буквально на глазах.

Предвестником нового, на этот раз уже окончательного упадка, Египта была узурпация власти сирійцем Ірсу в конце царствования XIX династии. Этот авантюрист опирался, очевидно, в своих действиях на поддержку сирийских поселенцев в Дельте. Этим не замедлили воспользоваться ливийцы для своего очередного нападения на Египетского. Все же египтяне смогли навести порядок в собственном доме. Фараон Сетнехт, который основал XX династию, подавил мятеж Ірсу и прогнал ливийцев. Его сын Рамзес III отбил два нападения ливийцев, которые стремились овладеть богатым Єгиптом, и победил в нескольких морских и сухопутных сражениях военные силы "народов моря", которые во второй раз оказались возле египетских границ. Однако преемники Рамзеса III не сумели закрепить эти военные успехи. Словно чувствуя своє. бессилие, все они брали себе престижное имя Рамзеса, через что египтологи назвали их Рамесидами.

Немощные Рамесиди заискивающий перед влиятельным жречеством, ублажали его щедрыми пожертвованиями храмам, особенно храма Амона в Фивах и Птаха в Мемфисе. Жрецы Фиванского храма, видимо, были богаче фараона. Они имели на Красном море свой торговый флот, взяли в свои руки золотые прииски в Нубии. Египетское жречество на то время уже оформилось в касту (жреческие должности стали наследственными). Общественный престиж жрецов в период Рамесидів досяе своего апогея, реальная власть в государстве переходила к ним.

Рамесиди катастрофически теряли власть. Рамзес III, например, доцарювався к тому, что против него поступил мятеж его собственный гарем, правда - не основной, а оригинал (тот, что сопровождал царя в походах). Змовниць, однако, было вовремя разоблачен и казнен. Характерно, что отдельные судьи, которые вели дознания по делу гаремного бунта, не устояли перед чарами змовниць и сами оказались на скамье подсудимых. В государстве процветали преступность и коррупция. Повально грабили даже царские могилы. В начале царствования XXI династии почти все гробницы в Долине царей и Долине цариц были ограблены ворами. В такой обстановке приход к власти фиванских жрецов в конце XX династии не был неожиданностью. За последнего Рамесида, Рамсеса XI, фактически обладателем Верхнего Египта и Нубии стал першосвяшеник храма Амона Херіхор. Египетского снова распался на две независимые государства.

Властные структуры насаждали в обществе идеологизированные формы религии. В тогдашних росписях и цветных рельефах воцарилась исключительно религиозная тематика. "Это была эпоха ложной набожности, когда ритуальным догмам отдавалось предпочтение перед требованиями этики", - констатирует историк. Фіванське жречество провозгласило бога Амона властелином Вселенной, при этом оно повчало народ, что Амоновим избранником является не его сын, то есть не фараон, а верховный жрец храма Амона. Религия в очередной раз стала в период царствования Рамесидів орудием политической борьбы.

Поэтому в конце II тыс. до н. э. Египетская государство снова распалась. Фараоны XXI династии, которую начал верховный жрец Амона в Танісі Смендес, лишь символически считались обычно египетскими обладателями. Центр политической жизни страны переместился в Дельту, где сменилось несколько столиц. Палестина и Сирия відложилися от Египта, соседи, как это следует из древнеегипетской повести "Путешествие Уну-Амуна в Библ", уже не обращали внимания на него. Около 1085 г. до н. э., 1 : 41. с воцарением XXI, И-іської, династии, Египетского вошел в последний - мрачный и бесцветный - период своей древней истории - Позднее Царство.



Назад