Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Речь, письменность, образование


Древние египтяне говорили особым языком, что входила в афразийской (семіто-хамитской) группы языков. ее лексический фонд составлял свыше 20 тыс. слов, она имела развитую синоніміку и оставила богатое лингвистическое наследие. Так, древнеегипетском происхождения имеют имена Таиса, Пахом, Онуфрий, Сусанна, Пафнутий, топонимы Египетского, Ливия, Асуан, слова папирус, оазис, ибис, эбонит, базальт, натр и т.д.

Древнейшее письмо появилось в Єгипті в конце IV тыс. до н. э. Оно имело малюнкову форму. Некоторые исследователи считают, что египтяне, вероятнее всего, позаимствовали саму идею письма в шумеров, однако большинство египтологов склоняется к мысли, что древнеегипетском письмо имеет местное происхождение.

Письмо древних египтян прошло в своем развитии три последовательные стадии: значок (малюнкове письмо), идеограмму (передача абстрактных понятий) и фонограмму (передача звуков). Примером этого может служить известная палетка Нармера, которая не читалась, а толковалась. В идеограмме изображения понятия уже не обязательно совпадало с образом-рисунком (рисунок аиста означал также "находить", рисунок сосуда, из которой вытекает вода, - "прохладный" и т. п.). Впоследствии египтяне стали передавать на письме отдельные звуки и слоги, то есть изобрели фонему. В XXIII-XV вв. до н. э., которые считаются классической эпохой развития иероглифики, египтяне 24 согласные (гласных в писании не обозначали) передавали 36 иероглифами, а звуковые склады (две-три согласные рядом) - около 350 знаками.

Древнеегипетском письмо - сочетание пиктограмм, идеограмм и фонограмм. Египтяне вплотную подошли к созданию алфавита, однако на этом и остановились. Чтобы читать письмо древних египтян, приходилось изучить по меньшей мере 700 иероглифов, всего же их было несколько тысяч. Читать и понимать текст помогали детермінативи, которых насчитывалось более 100. Ими служили обычные иероглифы, которые в других случаях имели самостоятельное смысловое или звуковое значение. Так, понятие "дом" и "выходить" передавались на письме одинаковыми знаками. Если у этих знаков ничего не стояло, они означали "дом", если же стоял детерминатив в виде изображения пары шагающих ног, - "выходить".

В Древнем Єгипті постепенно сложились три стиле письма: ієрогліфіка, ієратика и где мотыга. Древнейшими памятниками иероглифического письма (срок иероглифы означал "священные выгравированы знаки") является "Тексты пирамид", отчеканенные на стенах восьми царских пирамид V-VI династий в Саккара. Хоть иероглифическое письмо просуществовало вплоть до первых веков н. э., пока египтяне не перешли на проще и удобнее древнегреческий письмо, все же оно постепенно упрощалась ради скоро писания. Около 3000 г. до н. э. написания иероглифов уже настолько упростилось, что трудно было воспроизвести их древний малюнковий вид. Такое упрощенное письмо назвали ієратикою, то есть "жреческим письмом", потому что позже им стали пользоваться преимущественно жрецы. Между монументальным иероглифическим и курсивным ієратичним стилями письма примерно такое же соотношение, как между нашим печатным и рукописным. С VII в. до н. э. получил широкого потребления еще более простой стиль, названный где мотыгой, то есть "народным письмом". Демотика напоминает нашу стенографию и с трудом читается египтологами.

Писали древние египтяне в основном горизонтальными рядами справа налево или вертикальными сверху лонизу, при этом столбики чаще всего располагались справа налево. Писали заостренной камышовой щеточкой, которую вмочували в черное или красное чернила. Основным материалом для письма был папирус, изготовленный из одноименного растения, заросли которой в древности тянулись от нильских порогов до Дельты (сейчас они сохранились лишь на берегах рек Тропической Африки).

Папирус для письма египтяне делали так. Сначала нарезали из стеблей тонкие полоски, потом склеивали их слоями крест-накрест, спрессовывали и просушивали. Выходили свитки, цупкіші за наш бумага, чернила на них не там расплывались. Длина таких свитков иногда достигала десятков метров. Египтянин держал свиток в левой руке и раскручивал его в процессе чтения. Поэтому античная книга-свиток - потомок древнеегипетского папируса, что им пользовались в древности также греки, римляне, копты, византийцы, арамеї и арабы (в VIII в. на смену папируса в Европу пришел дешевый китайский бумага).

Грамоту египтяне добывали в платных школах, которые существовали в основном при храмах. Школьники не только учились читать и писать, но и овладевали тогдашние научные знания. Школы готовили грамотных чиновников-делопроизводителей, которым присваивали звание "писця, что получил дощечку". Некоторые выпускники школ достигали вершины чиновничьей карьеры. Любовь к обучению в школах прививали с помощью бамбуковой палки, руководствуясь тогдашним "педагогическим" принципу: "ухо парня на его спине, и он слушает, когда его бьют".

Сложность древнеегипетского письма повлекла за собой появление в обществе культа грамотности. Грамотность, а не военная звитяжність, ценилась в Єгипті более всего, путь к власти "лежал не через меч, а через перо". Отдельные писці зажили себе признания и славы, их считали полубогами, их мудрость воспевали поэты. Однако непомерно высокий социальный престиж чиновников-грамотіїв способствовал возникновению "социального чванства и интеллектуального бессилия".

Египетское жречество, особенно от эпохи Нового Царства, пыталось превратить образование на свою монополию. Даже фараон не мог воспользоваться религиозно-философскими трактатами, которые хранились при храмах, без специального разрешения жреческой коллегии. Греки и византийцы, что отождествляли египетского бога мудрости и письма Тота с античным культом Гермеса, называли эти книги герметичными, то есть недоступными.

Историческое значение древнеегипетского письма заключается в том, что оно стало родоначальником древнейшего алфавита в Африке и основой для создания семитских азбук, прежде всего финикийской, с которой начинается биография современного алфавитного письма.



Назад