Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Научно-практические знания


Науки с ее теоретическими абстракциями в Древнем Єгипті еще не существовало, можно говорить лишь о развитии в нем сугубо прикладных научных знаний, которые находились в симбиозе с религиозно-мифологическим мировоззрением.

В трудовых буднях египтяне буквально на каждом шагу сталкивались с необходимостью осуществлять математические подсчеты, без которых невозможно было возводить храмы и пирамиды, рыть каналы или насыпать дамбы, раз заново граничить поля (ежегодные разливы Нила стирали межевые знаки), вычислить урожай и т.д. Поэтому с давних давен египтяне развили прикладную математику. В III тыс. до н. э. они уже знали арифметическую и, возможно, геометрическая прогрессии, решали уравнение с одним неизвестным, вычисляли площадь треугольника, круга, поверхность шара, объем отдельных пространственных фигур.

Одновременно с применением иероглифики египтяне начали записывать цифры.

Числа в пределах десятка они обозначали соответствующим количеством вертикальных черточек, десятки - значками в виде подковы, сотни значками в виде скрученной веревочки, тысячи - изображениями лотоса, десятки тысяч - согнутого пальца, сотни тысяч - птицы, миллионы - изображениями сидящей фигуры божка.

К позиционного принципа записи чисел египтяне не додумались, поэтому их числовые записи очень громоздки и неудобны для умножения и деления. Египтяне уже пользовались примитивной системой дробей. Расчленение древнеегипетской математики на арифметику, алгебру и геометрию было еще в зачаточном состоянии.

С незапамятных времен египетские жрецы-звездочеты осуществляли астрономические наблюдения, заложив основы прикладной астрономии. Они знали планеты Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн, фиксировали лунные и солнечные затмения, даже создали своеобразную карту звездного неба. Уровень астрономических знаний в стране оказался достаточным для создания простого и удобного солнечного календаря.

Древнеегипетский календарь имел земледельческий характер. Календарный год делился на три большие периоды, по четыре месяца в каждом: наводнение (с середины июля до середины ноября, когда разливался Нил), выхождения, или лестница (с середины ноября до середины марта, когда земледельцы готовили поля под засев и сеяли зерно) и сухость (с середины марта до середины июля - время уборки урожая и молотьбы). Чтобы согласовать лунный год с солнечным (месяц состоял из 30 суток), египтяне ежегодно добавляли к календарю 5 праздничных дней, посвященных богам (в этот блаженный период разрешалось обманывать, не возвращать долги и т.д.). Начинался календарный год 19 июля (в этот день в районе Мемфиса начинался разлив Нила).

Календарный год у египтян отставал от астрономического только на 1/4 суток. В пределах одного поколения такое различие (10 суток на 40 лет) было почти незаметным, но на протяжении веков новогодний праздник перекочовувало по всем сезонам года ("блуждающий год"), через что периодически, в пределах 1460-летнего цикла, египтяне праздновали зимние праздники летом, а летние зимой (жрецы категорически отказывались реформировать календарь введением високосного дня или високосного недели).

Сутки египтяне делили на 24 часа, что потом стало достоянием всего человечества. Днем они ориентировались во времени за солнечными часами, а ночью - это еще одно выдающееся достижение их прикладной астрономии - по звездам. В эпоху Нового Царства египтяне также научились определять ночное время благодаря водяном часам, причем уже учитывали разную продолжительность ночи в разные времена года.

Характерно, что древнеегипетская астрономия, в отличие от вавилонской, не была тесно связана с астрологией. В египетских текстах ничего не говорится о влиянии небесных явлений на судьбу человека.

Однако наибольших успехов древние египтяне достигли в области медицинских знаний (в математике и астрономы они уступали вавилонцям). Объясняется это тем, что для нужд бальзамирования они осуществляли вскрытие трупов, а потому хорошо разбирались в анатомии. Знания египтянами анатомии было настолько полным, что они сделали гениальное открытие: не сердце, а мозг является руководящим центром организма. Как сообщал Геродот, египетские медики уже специализировались в лечении отдельных заболеваний. С помощью набора медицинских инструментов они делали сложные операции, даже делали трепанацию черепа. Выдающимся достижением древнеегипетской медицины было также разработка эффективного способа бальзамирования, что его в общих чертах описал Геродот.

Незаурядные успехи в разработке рациональных методов лечения не препятствовали тесной связи древнеегипетской медицины с магией. Египтяне полагались на целебную способность всяких колдовских действий не меньше, чем на пилюли, микстуры, примочки, хирургическое вмешательство. Когда, скажем, болел зуб, до десен прикладывали живую мышь, потому что "у мышей великолепные зубы". Они верили, что с помощью определенным образом обработанного и высеянных зерна пшеницы или ячменя можно предсказать, кто родится - мальчик или девочка". Все же влияние магии на народную медицину был в Древнем Єгипті гораздо скромнее, чем в других странах Древнего Востока. Древнеегипетские врачи имели высокий престиж во всем древнем мире. В доме римского патриция держать бритоголового египетского эскулапа было такой же нормой, как в доме русского дворянина конца XVIII - первой половины XIX ст. - гувернера-француза.

Древнеегипетская народная медицина повлияла на развитие античной медицины. Египетская рецептура использовалось в средневековой арабской и европейской медицине. Более того, даже современные медики успешно применяют древнеегипетскую методику лечения некоторых тяжелых заболеваний (псориаза, экземы, рака кожи и др.).

В области гуманитарных знаний, прежде всего филологических, успехи древних египтян были скромнее. Развитию египетской лингвистики препятствовала одномовність населения. Относительно исторических знаний, то они находились в Древнем Єгипті также в эмбриональном состоянии, поскольку сводились лишь к фиксации важнейших исторических событий без попытки объяснить их. Египтяне рассматривали эти события как следствие божьего вмешательства, а не самостоятельных поступков людей, черпали факты не путем интерпретации источников и выкладывали их не ради самопознания человека. Другими словами, в древних египтян еще не существовало того, что мы называем идеей истории, а поэтому и самой истории как науки. Конечно, исторические знания в них еще не переросли в науку не потому, что египтяне не интересовались своим прошлым, ведь, как сообщал Геродот, среди всех народов, с которыми у него выпала возможность общаться, именно они больше всего сохраняли историческую память и лучше разбирались в истории своей родины. Наивысшим достижением древнеегипетской исторической традиции стала историческая труд жреца Манефона, которая имеет важное значение для современной египтологии.



Назад