Главная

Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Религия и мифология


Религия и органично связана с ней мифология были основой основ мировоззренческой системы древних египтян, их Геродот считал наиболее набожным из всех известных ему народов. Высказывалось мнение, что философии как таковой в Древнем Єгипті вообще не существовало, что египтяне воспринимали окружающий мир исключительно сквозь религиозно-мифологическую призму.

Древнеегипетская религия и мифология - чрезвычайно сложное явление. Они соединили в себе разные, порой полярные верования и представления, сложившиеся в разные времена и в разных уголках страны, постоянно развиваясь И усложняясь. Издавна в Єгипті сформировалось несколько теологических центров (Геліололь, Мемфис, Гермополь, Фивы и т.п.). В каждом из них сформировалась своя космологическая версия, что провозглашала творцом мира своего бога, других же богов трактовала как созданных им или таких, которые происходят от него. Поэтому в Древнем Єгипті вряд ли существовала целостная религиозная доктрина (такое видение религиозной жизни древних египтян в значительной степени обусловлено также состоянию древнейших источников и противоречивым характером более поздних религиозных текстов).

Религия древних египтян - это причудливое переплетение фетишизма и тотемизма, политеизма и монотеистических представлений, теогонии и космогонии, культа и противоречивых мифов. С первобытных религиозных представлений особенно сильным в Єгипті был тотемизм. Египтяне считали священного тотема своим першопредком, способным защитить их от всякой напасти или, наоборот, вызвать ее. Тотемне происхождения имели даже названия отдельных номов (Зайцевий, Антилоповий, Оксірінхський и т.п.). Каждый ном, каждое поселение имели своего тотема-покровителя, который служил существенным подспорьем для местного патриотизма, чтобы не сказать - шовинизма. Эти местные культы просуществовали на протяжении всей эпохи фараонов. Отдельные из них, в связи с развитием древнеегипетского общества и усложнением его политической структуры, становились общегосударственными и вшановувались во всех номах. Загальноєгипетське признание получили прежде всего столичные культы и культы, связанные с іригаційним земледелием. Определенную централизацию их свидетельствовал также факт появления одного и того же бога сразу в нескольких ипостасях. Так, солнечное божество в разные часы дня выступало в разных ипостасях ("Я бог Хепра утром, я бог Ра в полдень, я бог Атум вечером"). Тенденция к синкретизации многих культов проявилась в Єгипті так явственно, что, по мнению отдельных исследователей, древнеегипетская религия в своем магистральном развития тяготела к монотеизму.

В представлении древних египтян мир буквально кишел самыми разными богами и духами, которые олицетворяли священные животные, птицы, рыбы, насекомые. Египтологи насчитали в древнеегипетском пантеоне более двух тысяч богов! Можно смело утверждать, что вряд ли существовала в стране некая живность, которую хотя бы в одном из номов не считали бы священной.

Египтяне обожествляли прежде всего тех представителей фауны, которые были то полезны людям (например, уничтожали вредителей) или поражали их своей силой или странным образом жизни. В частности, стали богами лев, быки Апис, Мневис и Бухіс, крокодил, гиппопотам, павиан, антилопа, газель, волк, собака, кошка, овца, корова, свинья, коза, ибис, гусь, гадюка, лягушка, отдельные виды рыб, скорпион, многоножка, жук-навозник Скарабей, пчела и др. Священных животных держали при храмах, по-царски почитали их. Когда священное животное умирала, ЕЕ набальзамовували и хоронили на специальном кладбище (обезьян - в Фивах, крокодилов и быков - в Мемфисе, кошек - в Бубастисі и Саккара, ибисов - в Гермополі и т.п.). В отдельных городах в день гибели священного животного объявлялся общий траур. Даже неумышленное убийство священного животного считалось ужасным святотатством и каралось смертью.

Культ священных животных проявился в зооморфному изображении богов. Так, солнечного бога сначала изображали в виде льва или сокола, богиня Сохмет - в виде львицы, лунного бога Тота (его еще считали богом мудрости и письма) - в виде ибиса, охранника подземного царства Анубиса - в виде шакала, бога войны Віпуата - в виде волка, охранниками лица фараона считали сокола, коршуна, гадюку и пчелу, самого же фараона изображали в виде сфинкса. Впоследствии египтяне перешли на антропоморфную иконографию своих богов, часть которых они напіволюднили (изображали с телом человека и головой животного или птицы), других же (Озириса, Пта, Амона, Хонсу, Мин, Атум, Исиды и др.) подвергли полной антропоморфізації. Такие изменения в иконографии египетских богов состоялись, по мнению одних исследователей, под влиянием более совершенных иностранных религий, по мнению других - вследствие усложнения социальной структуры, рост зависимости индивида от общества.

В Древнем Єгипті развился культ воды. В представлении египтян сам вселенная возникла из первоначального водяного хаоса - божества Нун. Воду египтяне населяли полчищем духов, которыми верховодил крокодилоголовий Собк. реку Нил они не боготворили, но обожали ее разлив - Хапи (его изображали в виде толстяка с дарами земли для богов). Впрочем, культ воды в Єгипті всегда уступал своему значению солярному культовые. В этом не было ничего удивительного, ведь для египетского земледельца главной угрозой были не разгул водной стихии, а летняя засуха, горячие ветры пустыни.

Древнейшим солярным культом в стране был Ра, центральное святилище которого находилось в Гелиополе. Когда Геліополь стал загальноєги петським религиозным центром, Ра возглавил египетский пантеон, слив, постепенно с одним из найархаїчніших египетских богов Гором в единый культ Ра-Горахте. В результате преобразования Фив в столицу Египта пантеон возглавил фиванский солярный культ Амона, который затем слился с Ра в синкретического Амон-Ра. Сонцепоклонницька реформа Эхнатона преподнесла временно солярный культ Атона на роль вселенского божества. Некоторые ученые высказывали мнение, что Египетского в середине II тыс. до н. э. из всех тогдашних ближневосточных цивилизаций был наиболее готов к монотеистической реформы. Все же смелая реформа Эхнатона натолкнулась на непреодолимое препятствие - присущий религии консерватизм и сопротивление влиятельного столичного жречества. "Зато идею монотеизма подхватили и развили полукочевые семитские племена древних евреев, которых на определенный срок судьба свела с великой империей фараонов". В религиозной жизни страны все вернулось на круги своя - обесславлен фараоном-реформатором Амон снова возглавил древнеегипетский пантеон.

Особое место в религиозно-мифологической культуре древних египтян занимал цикл мифов и ритуалов, связанных с богом подземного царства Озірісом. Центральное святилище Озириса содержалось в Абидосе, однако его культ почитается во всех египетских номах и в вассальных странах Восточного Средиземноморья.

Мифы о Озириса запутаны и противоречивы. В них доминируют три темы: политическая (миф о поединке между Озірісом и Сетом отражал борьбу между Верхним и Нижним Єгиптом, следствием которой было создание единой египетской монархии), земледельческая (египтяне связывали с Озірісом смену вегетационного и мертвого периодов в жизни природы) и эсхатологическая (Озирис творил посмертный суд, вознаграждая праведников и наказывая грешников). Мифами о Озириса египтяне объясняли также традицию кровосмешение в царской семье.

Один из мифов рассказывал, будто Озирис был зачат богом земли Гебом в утробе богини неба Нут, жены Ра. Когда Ра узнал об этом, он обалдел от ярости и поклялся, что не будет такого месяца и дня, когда бы вероломная Нут смогла розродитись. Если бы Нут могла рассчитывать лишь на поддержку Геба, ей бы после этой клятвы Ра было не до шуток, но среди небожителей нашлись и другие, готовые защитить ее от разгневанного Ра. Бог мудрости Тот выиграл у лунного бога в кости 1/72. часть суток и составил из этих частиц пять полных суток, включив их в календарного года (таким образом миф, кстати, объяснял особенности древнеегипетского календаря). На протяжении этих дополнительных суток проклятие Ра не действовало, и Нут поспешила родить богов Озириса, Гора-старшего, Сета и богинь Ізіду и Нефтіду. Впоследствии Изида стала женой Озириса, а Нефтида - женой Сета. Злой Сет, проникнутый черной завистью к Озириса, коварно убил брата и бросил его изуродованный труп в Нил. Волны прибили останки Озириса к финикийского м. Библ, где их нашла убита горем Изида. Вдова с помощью шакалоголового бога Анубиса набальзамувала тело Озириса, магическим способом зачала от него сына Гора-младшего, которого, втайне от Сета, вигляділа в зарослях Дельты. Когда Гор подрос, он убил Сета и оживил отца, которого поставил обладателем "западных областей" - царства мертвых. Культ воскресшего Озириса стал в Єгипті основой заупокойного культа и играл в религиозной жизни населения немаловажную роль. "Подарки.ру" - система поиска и подбора подарков

Вера египтян в загробную жизнь была особо стойкой. В их воображении воскресала не только душа, но и тело, чтобы на этот раз существовать пожизненно. У каждого человека есть бестелесные души-двойники (Ка, ба и другие). Покойник воскреснет на том свете, если они сольются со своей телесной оболочкой. Отсюда - обычай набальзамовувати покойников и воздвигать им монументальное вечное жилье - гробницу. На всякий случай египтяне ставили в специальной замурованном ниши гробницы статую покойника, в которую, если мумия не сохранится, могли вселиться Ка и Ба. Ученые считают, что стойкую веру египтян в воскресение души и тела могло породить замечательное сохранения трупов в раскаленных песках пустыни (археологи нередко находят тела египтян, умерших задолго до изобретения способа бальзамирования).

Характерно, что символами вечной посмертной жизни служили в Древнем Єгипті дерево или букет цветов. Существует мнение, что наш обычай дарить цветы имеет древнее египетское происхождение, хотя египтяне, в отличие от нас, вкладывали в него глубокий сакральный смысл.

Древние египтяне имели смутное представление о потустороннем мире. Он находился примерно на западе, в Ливийской пустыне, в виде райских поля Иалу (от них, кстати, происходит название одной из самых красивых улиц Парижа - Елисейские Поля). На полях Иалу воскресшие отдыхают душой и телесно, ибо там нет ни врагов, ни соперников, поэтому нет необходимости вести постоянную борьбу за существование. Тот, кто попадает на них, ведет там привычный земной образ жизни-готовит землю под засел, выращивает хлеб и т.д. Не приходится ему потеть на ирригационных работах, потому что поля Иалу уже застроены каналами и дамбами. Тот, кто не горит желанием работать физически, может сидеть, свернув руки, чтобы только родственники не забыли положить в гробницу ушебти - глиняные статуэтки слуг, которые волшебным способом оживут и будут выполнять за сибарита-покойника всю черную работу.

В представлении древних египтян жизнь и смерть - берега одной реки. Умереть - значит переселиться на другой берег реки. Египтяне строили свои жилища на правом берегу Нила, а гробницы - на левом.

В Древнем Єгипті впервые появилась идея о возмездии по делам человека, которая потом стала стержневой в мировых религиях. В 125-му разделе "Книги мертвых", составленной жрецами в эпоху Нового Царства, речь шла о суде Озириса. Озирис взвешивал на специальных весах душу покойника и пропускал ее на поля Иалу лишь в том случае, если на ней не висел груз ни одного из 42 смертных грехов, иначе душа грешника здесь таки пожирала страшная уродина Аммат. Однако высоконравственную идею о возмездии за дела человека египтяне исповедовали непоследовательно. В "Книге мертвых" находим советы, как можно обмануть Озириса и получить вечное блаженство несмотря на все бремя земных грехов. "Так были уничтожены высокие нравственные достижения, - замечал по этому поводу египтолог, - и "Книга мертвых" свидетельствует одновременно и об их наличии, и об их печальную судьбу".

Дорого, очень дорого обошелся древним египтянам культ мертвых. Беспримерное в истории каменное строительство пирамид, скальных гробниц и храмов осуществлялось именно для нужд этого культа, о котором египтянин заботился чуть ли не больше, чем о свою земную жизнь. В этом, по мнению египтологов, в значительной мере "провинился" географический фактор, ведь "сама природа страны освободила египетский народ от многих скрут, которые постигли другие народы, она же... повлияла и на его религиозные взгляды, которые заключались в том, что пребывание человека на земле скоротечна и преходящее, а настоящую, вечную жизнь наступает лишь после физической смерти".

Конечно, религиозная жизнь в Древнем Єгипті не было безоблачным, свободным от еретических учений, даже элементов религиозного скепсиса. Свидетельством этого было появление таких свободомыслящих произведений, как "Песнь арфиста" и "Беседа разочарованного со своей душой", в которых высказываются сомнения относительно посмертного воскресения и про эпикурейские призывы "жить по велению своего сердца", в свое удовольствие. Авторы этих произведений не противопоставляли религиозной мировосприятию свое понимание миропорядка, ограничившись лишь выпадами против отдельных аспектов официального вероучения.

С развитием египетской государственности религии отводилась особая роль - все больше удовлетворять идеологические потребности властных структур, о чем ярко свидетельствует тщательно разработана жречеством система обожествление власти фараона и, разумеется, собственной власти, а также появление у древних египтян идеи о возмездии по делам человека, что было уже бесспорным вмешательством в сферу социальной этики.

В отличие от шумерского царя, царя или ассирийского, египетский фараон считался не представителем богов, а самим богом (по жизни - Гором, после смерти - Озірісом): "Через фараона утверждается на земле божественный порядок, в нем одном сосредоточены силы, которые поддерживают экономическую, общественную и политическую жизнь государства... Он поддерживает маат (мироустройство) и делает безопасным жизни подданных, заставляя бежать варваров и утверждая свою власть во всей долине Нила. Он один имеет сверхъестественную силу, которая неизменно приносит ему победу на поле боя и делает его мудрым в политике... Посвященный во все тайны и наделен высокой культурой фараон с помощью искусства и религиозных обрядов поддерживает жизнь богов".

Религия и мифология древних египтян существенно повлияли на духовный мир других древних народов Передней Азии, прежде всего восточно средиземноморских. В частности, жители финикийского м. Библ чествовали культ Озириса, а древние евреи устраивали похороны на египетский лад, их племенной бог Яхве, как и египетский демиург Пта, создал мир за помощью божественного слова. Античный мир также испытал влияние египетской религии, особенно в плане чествования культа Изиды, храмы которой существовали в ряде городов Греции и Рима, а также в Галлии, Испании и Британии. Некоторые ученые считают, что и христианское учение о воскресении после смерти, о страшном суде, о Троице и т.д., также имеет египетское происхождение.



Назад