Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Литература


Древние египтяне, снаряжая покойников в потусторонний мир, наделяли их множеством нужных вещей, в частности их любимыми литературными произведениями, поэтому в древних гробницах выявлено немало памятников древнеегипетской художественной словесности, и наши знания о ней достаточно полные.

Древнейшие литературные памятники Египта сохранились еще от эпохи Древнего Царства. Это "Тексты пирамид", которые содержат "биографии" вельмож - составленные в прозаическом и отчасти рифмованной форме произведения, имеющие не только историко-познавательное, но и художественное значение. "Биографии" настолько зрелые художественно, что на то время, вне всякого сомнения, уже прошли длительный период своего развития. Поэтому древнеегипетская литература зародилась еще задолго до появления письменности, в форме устного народного творчества. "Биографии" вельмож, например, возникли из обрядовых песен-плача, в которых специальные плакальщики и плакальщицы не только демонстрировали горе по поводу смерти аристократа, но и прославляли его деяния.

В эпоху Древнего Царства развивался также дидактический жанр. Авторство древнейших египетских поучений традиция приписывает вельможам Кагемні и Птахотепу. Пробовали свой литературный талант в этом жанре также отдельные фараоны. По своему характеру древнеегипетские наставления очень разные. Некоторые из них, например, цинично пропагандируют голый практицизм, беспринципность и холуйство, другие же обобщают жизненный опыт с высоконравственных позиций, сеют "разумное, доброе, вечное".

Классической эпохой развития древнеегипетской литературе стало Среднее Царство, в котором наряду с традиционными жанрами художественной словесности возникали и приобретали популярность у читателя новые. Так, на основе бывших интимных биографий появились беллетристические произведения, рассчитанные на массового читателя. Они много раз переписывались ("Рассказ Сінухета" дошла до нас в 25 экземплярах). В основном это были описания путешествий - зачаточная форма позже приключенческого жанра. В них встречаются полуреальный полуфантастический описание Сирии, Палестине, Финикии, Эфиопии и некоторых других соседей Египта. Чтобы достичь эффекта правдивости, древние авторы щедро поставляли текст бытовыми реалиями (что, кстати, увеличивает историко-познавательную ценность этих литературных памятников). Они апеллировали к патриотическим чувствам читателя, трогательно передавая скуку путешественника по родным домом, его неподдельную радость от счастливого возвращения домой.

Другим популярным жанром были сказки папируса Вест-кар (конец Среднего Царства), которые и сегодня не утратили своей художественной привлекательности. В древнеегипетских сказках, которые очень похожи на мифы, хотя и не являются ими, как и в европейских, вымысел подается вперемешку с жизненными реалиями. Через них неизменно проходит идея о неизбежности победы добра над злом (она особенно ярко выражена в "Казне о двух братьях"), в них нередко звучит еще один сакраментальный мотив: все беды на свете - от женщин. В "Сказке о красноречивого крестьянина" имеющиеся социально-обличительные мотивы, поданные в русле официальной догмы о воплощении в лице фараона гаранта социальной справедливости. Так, крестьянин, над которым поиздевался вельможа, бросает в лицо своему обидчику такие горькие слова: "Смотри! Правду прогнали со своего места, она угнетена тобой. Вельможи говорят неправду; справедливость стала предвзятым... Тот, кто должен наставлять в законности, приказывает грабить... Тот, кто должен устранять несправедливость, сам поступает несправедливо". Управу на вельможуздирцю крестьянин находит при дворе фараона.

Выдающимся литературным памятником эпохи Среднего Царства является "Беседа разочарованного со своей душой" - философского сорта произведение, в котором, вероятно, отображен Диалог двух противоположных направлений тогдашней общественной мысли: консервативного ("разочарован") и новаторского ("душа"). Тогда же появились "Предложения Іпусера" и "Пророчество Неферті" - публицистические произведения, составленные, вероятнее всего, под свежим впечатлением от разрушительного социального взрыва в Єгипті или вследствие его острого предчувствия.

Литература эпохи Нового Царства богаче и разнообразнее даже за литературу Среднего Царства. На ее развитие существенно повлияли превращение Египта в обширную, могущественную империю, преодоление им бывшей определенной изоляции от внешнего мира, усложнение его социальной структуры и политического устройства, рост роли религиозного фактора в политической жизни государства. Именно тогда в отдельный литературный жанр выделилась религиозная поэзия, одним из шедевров которой считается "Гимн богу Атону", составленный, вероятно, автором солнцепоклонницькой реформы Эхнатоном. Гимн этот написан простым, общедоступным языком. Новым литературным жанром стали также исторические повести, в которых нашли свое отражение освободительная борьба египтян против гиксосов ("Сказка о Секененра и Апопі"), войны Рамзеса II с хет тами ("Поэма Пентаура"), скитания в Финикии египетского посла ("Путешествие Уну-Амона к Бібла") и другие исторические события, освещенные, понятное дело, в духе официальной идеологии. Складывались гимны и оды фараонам, строки которых буквально прогибаются под тяжестью славословия в адрес коронованных особ.

В эпоху Рамесидів отдельным литературным жанром стала также сатира, появление которой свидетельствовала о обострения социальной обстановки и внутриполитической борьбы в государстве. В сатирической форме изображались, в частности, военные неудачи фараонов.

Самым выдающимся литературным памятником эпохи Позднего Царства считается повесть о царевича XIX династии Сатні-Хемуасе, который с течением времени превратился в литературного героя. В этом произведении преобладает дидактическая основа (древние египтяне вообще были склонны к м орал ізаторства).

Складывались в Древнем Єгипті также простые по содержанию и литературной форме рабочие песни, в которых трудящиеся нередко жаловались на свою судьбу. Популярными были трогательные песни о любви, которые поражают своей простотой и непосредственностью. Не оставили после себя египтяне только эпических произведений, ибо, как отмечал Геродот, не имели привычки чествовать героев.

Древнеегипетская литература заметно повлияла на художественную словесность других древних народов, прежде всего - греков, евреев, а через литературу коптов - И арабов. Так, существует немало поразительных совпадений в "Поучениях царя Аменемхета" и ветхозавітних "Притчах Соломоновых". Египетской литературной традиции явно навеян библейский сюжет о пребывании в Єгипті св. Иосифа, ее влияния потерпела библейская Книга Екклесиаст", а 103-й псалом Библии - явное эхо земли "Гимн Атону". Через греков и римлян древнеегипетская литература повлияла на средневековую и даже новую европейскую литературу. Например, веселую историю о фараона Рампсініта и ловкого вора использовал Г. Гейне в поэтическом сборнике "Романсеро", древнеегипетские сюжеты присутствуют в творчестве Леси Украинки, Б. Пруса, В. Брюсова, О. Мандельштама и др.



Назад