Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Архитектура и искусство


Художественное ремесло развивалось в Древнем Єгипті еще в V-IV тыс. до н. э. Однако особый древнеегипетский художественный стиль сложился лишь в период Раннего Царства. Именно тогда утвердился канон (совокупность обязательных художественных средств), который стал альфой и омегой искусства древних египтян. Канон подчинил себе художественную композицию, технические средства воплощения идеи, иконографию образов и т.д. В частности, фигуру человека египетские художники изображали в условном ракурсе: лицо и ноги - в профиль, глаза и плечи - анфас, торс - в 2/3 поворота (таким образом они пытались показать фигуру сразу с нескольких сторон, не овладев искусства объемного и пространственного изображения). Фигуры богов и царей стоят больше, чем простых смертных, мужские тела передавались более темными красками, а женские - светлее (мужчины в Єгипті действительно были смаглявіші за женщин, потому что именно им приходилось жариться под палящими солнечными лучами на полевых работах, тогда как женщины хлопотали дома по хозяйству, к тому же более прибегали к спасительной косметики). Эти и другие художественные условности стали каноном не сразу, а по мере подчинения искусства религиозно-государственной идеологии.

В эпоху Древнего Царства египтяне первыми освоили технику монументального каменного строительства. Тогдашняя их архитектура была связана с сооружением гробниц и поминальных храмов. Древнейший тип гробницы - трапециевидная мастаба (это название происходит от слова "скамейка", поскольку своей формой гробница напоминала традиционную арабскую скамейку из утрамбованной земли). Мастаба, прототипом которой, видимо, был могильный холм, имела в верхнем этаже помещение для статуи покойника и кладовые для хранения погребального инвентаря, а в подземной части - камеру для саркофага с мумией.

Потребность выделить царскую гробницу, вызванная формированием в Єгипті централизованной деспотии, натолкнула строителей по мнению "поставить" несколько мастаб одну на другую. Величественная островерхая сооружение имело не просто служить "домом вечности" для фараона, а наглядно символизировать его могущество и божественную сущность, превозносить его над подданными. Как уже отмечалось, первой такой сооружением была ступенчатая гробница фараона Джосера в Саккара, а крупнейшие гробницы-пирамиды построили для себя фараоны IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура. Самый их вид, по словам французского ученого XVIII в. д'Вольнея, "наполняет сердце и разум в то же время изумлением, страхом, покорностью, увлечением, благоговением...". Пирамиды органично сливаются с окружающей средой. В древности они были наряднішими, ибо египтяне облицовывали их плитами из мелкозернистого известняка или розового гранита (в начале XIV в. в результате сильного землетрясения облицовка обвалилась и ее потом использовали практические арабы на строительство своих городов).

Пирамиды, в которых, по словам Леси Украинки,

Каждый кирпич, статуя, колонна, Мережечка, резьба и роспись Незримыми устами говорит: "Меня создай и египетский народ И тем навек свое имя вславив, является составной частью архитектурных ансамблей из открытых дворов, поминальных храмов, гробниц фараона родственников и т.п. Как декор в этих каменных сооружениях использовано полуколонны и колонны, капители которых имитируют бутон лотоса или раскрытый цветок папируса или пальмы, изображения священных кобр и т.д.

В царствование V династии фараонов египтяне начали строить открытые солнечные храмы, архитектурной доминантой которых служил каменный обелиск с пирамидальной вершиной, тем оправленою в электрум (сплав золота и серебра). Древнеегипетские обелиски, простые и выразительные, повлияли на мемориальную архитектуру других народов, в том числе римлян.

Развивалось в эпоху Древнего Царства также искусство скульптуры, в основном сакральное по своему характеру. Египтяне превозносили в камне фараонов, вельмож и, конечно, богов. Тогдашние царские статуи максимально идеализированы, в них отсутствует портретность. Нередко фараона изображали в виде сфинкса, образ которого, характерный для всего древнеегипетского искусства, в конце концов, стал символом самого Египта. Самая известная такая статуя - вырубленный из цельной скалы Большой Сфинкс - по сей день является самым большим каменным монолитом в мире (его длина 74 м, высота 20 м). Назначение Большого Сфинкса (арабы называют его "отцом страха") до сих пор не разгадано учеными.

Выдающимся достижением египетского искусства эпохи Древнего Царства было создании скульптурного портрета (его появлении поспособствовала практика изготовления посмертных гипсовых масок). Хотя в тогдашнем скульптурном портрете еще прослеживался влечение к типизации, все же нередко удачно передавались и индивидуальные черты модели (парная статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет, деревянная статуя царевича Каапера ("Сельский староста") и т. п.).

Художники эпохи Древнего Царства покрывали стены гробниц и поминальных храмов росписями и цветным рельефом, предназначенными, очевидно, сохранить память о покойнике и обеспечить его всем необходимым для вечного посмертной жизни (египтяне верили, что эти изображения оживут в царстве мертвых). В росписях и цветных рельефах предпочтение отдавалось не локальном цвета, а линии контура.

Поражает то, что эти росписи и цветные рельефы, запільна плошадь которых только в поминальном храме фараона Сахур достигает почти 10 тыс. м2, не предназначались радовать глаз живых. "Смерть была единственным горизонтом этих людей, которые посвятили себя посмертным идеям и роботам, - пораженно писал французский писатель Поль де Сен-Виктор. - Пройдитесь по жреческих ли царских гробницах, вырубленных в горном массиве, вы пересечете мрачные и замечательные анфилады комнат, зал, галерей, где тысячи рук тесали камни, разрисовывали стены, разворачивали по скалам бесконечные плоскости иероглифов. Забавы, охота, пиры, битвы - вся поэма жизни, отчеканена и разрисованная с величавой грациозностью, похоронена в этих катакомбах. И все эти сокровища искусства оставлены там для того, чтобы развлекать эмалевые или нарисованные на цветном картоне глаза мумий! Ни один живой взгляд не осквернит музея этих склепов. Маляры и скульпторы, которые украсили их от пола до карниза, работали для Ночи и для Молчания".

В эпоху Древнего Царства египетские мастера-ювелиры делали из благородных металлов, полудрагоценных камней и ценных пород дерева замечательные украшения и бытовые мелочи, рассчитанные на изящные художественные вкусы и тугие кошельки богатых заказчиков.

Новым этапом в развитии древнеегипетской архитектуры и искусства стала эпоха Среднего Царства. Роль не только политического, но и культурного центра перебрали тогда "стобрамні Фивы", как назвал это город Гомер. Искусство того времени, можно сказать, стало более демократичным. Художники покрывали стены храмов и гробниц чрезвычайно реалистичными жанровыми сценами, персонажами которых были земледельцы, пастухи, ремесленники, слуги. Охотно обращались они к пейзажу, воспевая в линиях и красках буйство природы в долине Нила.

В скульптурном портрете эпохи Среднего Царства возрос интерес к индивидуальных особенностей модели. Это проявилось даже в скромных по размерам царских статуях, которые изготавливались не только для замуровывание их в царских гробницах, но и для выставления в периферийных храмах, то есть для всеобщего обозрения.

Новые веяния отразились и на развитии архитектуры. В эпоху Среднего Царства египтяне начали оформлять входы в храмы в виде пилонов - массивных трапециевидных башен, украшенных каменными обелисками. Тогда же появился новый тип царской гробницы, что был сочетанием поминального храма с пирамидой (погребальный комплекс Ментухотепа И в Дер-эль-Бахри, который, кстати, был кенотафом). Фараоны Среднего Царства уже строили себе пирамиды не из каменных блоков, а из кирпича-сырца и щебня, пытаясь спасти погребальную камеру от воров с помощью сложного внутреннего планирования пирамиды (ее толщу пронизывал лабиринт коридоров, тайных входов и выходов в потолке и полу, провалов-ловушек и т.п.). Некоторые фараоны XII династии, убедившись, что и эти меры не могут спасти царские мумии от .осквернення дерзкими грабителями, вообще отказались от строительства пирамид, а стали вырубать себе скальные гробницы в безлюдных ущельях.

Заупокойные комплексы в эпоху Среднего Царства получили новое назначение - стали своеобразными общественными центрами. Так, поминальный храм Аменемхета III в Фаюмском оазисе, что его греки назвали Лабиринтом, служил также помещения для проведения собрания представителей номової знати.

Однако своего наивысшего расцвета древнеегипетском искусство достигло в эпоху Нового Царства, когда в Египетскую империю потекли богатства завоеванных народов, что дало возможность фараонам превратить страну на строительную площадку, изменило художественные вкусы заказчиков в сторону помпезности, декоративной изысканности.

Искусство скульптуры эпохи Нового Царства окончательно лишился прежней грубуватості форм, стало утонченным, грациознее, даже одухотворенным. Все же наиболее отчетливо новые тенденции отразились на развитии архитектурных форм.

В начале Нового Царства египтяне окончательно отделили гробницу от поминального храма. Храмы они, как и раньше, строили в долине Нила, гробницы же вырубали в мертвых ущельях Долины царей и Долины цариц, причем пытались делать это в строжайшей тайне. Стены гробниц они разрисовывали яркими красками, что не поблекли и по сей день, Словно время совсем не властно над ними. Нильская долина была застроена великолепными храмами, среди которых выделяются храм царицы Хатшепсут в Дер-эль-Бахри, исполинский храм Амона в Карнаке, который даже в руинах поражает своими невероятными размерами, совершенством архитектурных форм и сказочным богатством интерьера (стены и колонны храма змережені рельефными изображениями батальных сцен и филигранно выполненной иероглифическими текстами общей площадью более 24 тыс. м2, в кладовых храма выявлено 85 тыс. каменных и бронзовых статуй), недостроенный храм этого бога в соседнем Луксоре (он служил также южным гаремом фараонов), уже упоминавшийся скальный храм Рамзеса ее в Абу-Сімбелі, храм Аменхотепа III Мемноній, стены которого были украшены золотом, а пол выложен серебром (от Мемнонія остались только 2 сфинксы, которые с 1832 г. украшают набережную Невы напротив Академии художеств в Санкт-Петербурге, и парные статуи фараона - знаменитые "Колоссы Мемнона") и др. Эти и другие храмы эпохи Нового Царства (прежде всего Карнак и скальный храм Рамзеса II) являются настоящими архитектурными символами абсолютной власти фараонов. "Власть, власть, власть! - они поражают громовым голосом, от которого глохнешь", - уверяет английский историк-публицист.

Художественный гений древних египтян наиболее полно проявился в Амарнская сутки - период солнцепоклонницькой реформы Эхнатона, когда центр художественной жизни страны временно переместился в Ахетатон, который вырос на территории нынешней Амарны. Беспрецедентная реформа Эхнатона поставила перед художниками новые идеологические задачи, которые требовали новых художественных средств для их реализации. Было пересмотрено канон, изменен иконографию фараона и его окружение. Художники и скульпторы сосредоточили внимание на портретной индивидуальности изображаемых (даже выставляли напоказ явные признаки физического вырождения фараона - следствие традиции кровосмешение в царской семье), показывали фараона не в компании богов или уединенным, а в кругу семьи, в почти интимной обстановке. Более того, в жанре скульптурного портрета, который достиг своих вершин именно в сутки Амарны, они перешли от передачи внешней правдивости образа к раскрытию его внутреннего естества, о чем убедительно свидетельствуют всемирно известные скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити. Хотя после смерти Эхнатона религиозно-идеологическое жизни в стране вернулось в старое русло, традиции Амарны оставили свой след в дальнейшем развитии египетского искусства.

В эпоху Позднего Царства на художественной жизни египтян отразились иностранные влияния. Египетская архитектура потеряла свою традиционную монументальность, в скульптурный портрет пришла стилизация. Всего же в период царствования XXVI Саїської династии произошло определенное возрождение местного художественного стиля, однако оно уже не стало магистральным путем развития древнеегипетского искусства. Наивысшим достижением художественного творчества египтян в конце их древней истории считается появление Фаюмского портрета - предшественника европейской иконографии. Этот художественный феномен сыграл выдающуюся роль в развитии мировой художественной культуры, хотя, как отмечают исследователи, основное его значение заключается в нем самом, в его неувядающей красоте, присущей великому искусству.

Таким образом, египетские архитекторы, скульпторы, моляры оставили после себя богатое художественное наследие. Они начали монументальную каменную архитектуру, скульптурный портрет и станковая живопись немалой художественной силы.



Назад