Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Царство Шумера и Аккада (III династии Ура)


Государство, в котором властвовала III династия Ура, называют Царством Щумеру и Аккада. Просуществовала она недолго, чуть больше 100 лет, но исследователей поражает не ее короткий век, а наоборот, ее долголетия. Развалиться она имела, по мнению историков, раньше, ведь представляла собой образцовый "колосс на глиняных ногах".

Цари III династии Ура породили беспримерного в истории Месопотамии бюрократического монстра - "высоко централизованную, почти тоталитарное государство". Бывшие самоуправляющиеся городские обшини стали намісництвами и контролировались царскими чиновниками. Цари пользовались всей полнотой власти, их еще при жизни обожали. Экономику страны было полностью одержавлено. Вся земля, в том числе храмова, стала неделимой собственностью государства. Покупать и продавать землю категорически запрещалось, как и вести любые коммерческие операции. В стране создавались крупные государственные хозяйства, животноводческие фермы, царские мастерской. Контролировали функционирования единого царсько-храмового хозяйственного комплекса полчища чиновников. Повсеместно велась самым более строгий бухгалтерский учет.

Чем была вызвана такая чрезмерная, доведенная до абсурда централизация шумеро-аккадского общества в конце III тыс? Злой воле царей-деспотов? Вероятно, нет. Вспомним, что завоеватели кутії, кажется, приложили все усилия, чтобы превратить в развалины цветущую месопотамську экономику. Отстроить экономику, залечить раны, нанесенные шумеро-аккадській цивилизации этими забродами, было под силу лишь централизованном государстве. Однако, когда закончился відбудовчий период, следовало либерализовать общественную жизнь, а этого никто не стал делать. Общество, таким образом, руками властных структур загнало себя в тупик, утонуло в "бумагах", что их усердные канцеляристы наплодили невероятное количество (каждый третий клинописний документ, известный ассиріологам, датируется именно концом III тыс. до н. э.).

Какой вырисовывается из источников социальная структура Царства Шумера и Аккада?

Почти все трудовое население страны стало подневольными рабочими и работницами (гурушами и нгеме) унифицированного царсько-храмового хозяйства. Гуруші и нгеме объединялись в рабочие отряды, жили, точнее - прозябали, в трудовых лагерях, работали без выходных и, кажется, не имели права заводить семью на период выполнения принудительных работ. Характерно, что продолжительность принудительного труда для гурушів и нгеме строго регламентировалась несколькими месяцами на год; рабочим, которых администрация задерживала в трудовых лагерях более установленный срок, платили как наемным.

Историки по-разному оценивают социальный статус гурушів и нгеме. Одни считают их фактическими рабами и рабынями, другие же не видят для этого никаких оснований, ведь, отмечают они, в Царстве Шумера и Аккада ни тех, ни других официально рабами не называли, даже противопоставляли их рабам-урду (аккадською-вардум).

Рабский труд в шумеро-аккадському обществе в конце III тыс. до н. э., как и ранее, играла незначительную роль в системе общественного производства, особенно в государственном секторе. Однако само количество рабов, в основном частных, заметно возросла. Рабов иногда держали пастухи, кузнецы, музыканты и другой небогатый люд. В рабство попадали должники, дети, проданные своими родителями, и т.д. В стране велась и торговля рабами. Жилось частным рабам все же лучше, чем гурушам и нгеме. Они даже пользовались определенными гражданскими правами (могли, в частности, пожаловаться на своего владельца в суд), им разрешалось иметь семью, самым держать рабов.

В Царстве Шумера и Аккада рабовладельческая знать окончательно слилась с государственным аппаратом. Чиновники вели собственные хозяйства, занимались подпольно ростовщичеством и земельным спекуляцией. Имущественное и социальное расслоение зашло в обществе так далеко, что царская власть должна была вмешиваться в деликатную сферу общественных отношений, чтобы предотвратить социальным конфликтам, о чем свидетельствуют законы Шульги (ранее их неправильно приписывали Ур-Намму), законодательство города-государства Ешнунна и т.п., сориентированы на урегулирование домашнего рабства и защиту частной собственности.

На международной арене цари III династии Ура, особенно сын Ур-Намму Шульга, пытались проводить активную политику. Шульга водил своих воинов в Вавилон, в Елам, в горы Загроса, в Восточную Анатолию, в верховья Тігру. Однако могущество его забюрократизированной государства была более представительной, чем реальной.

В XXI в. до н. э., за последнего царя III династии Ура - Іббі-Суена, с сирийского степи в Месопотамию забрели со своими овцами пастушеские племена семитов-амореев (аморитів), которых погнала в странствия засуха. Они удобно расположились на плодородных месопотамским землях, но, не имея ни желания, ни умения управляться со сложным дворовым хозяйством, быстро разрушили его. Воспользовавшись моментом, на Месопотамию совершили губительный набег еламці. Іббі-Суэн попал к ним в плен и, наверное, распрощался с жизнью. На руинах Шумеро-Аккадского царства возник ряд мелких княжеств, где властвовали аморитські вожди и наместники еламського царя. Через несколько веков, когда на исторической карте появилось Вавилонское царство, шумеры попытались возродить свою государственность, однако оба их восстание потопил в крови вавилонский царь. В дальнейшем шумеры окончательно семітизувалися, их язык повсеместно вышла из употребления.

Характерно, что о трагической гибели Шумеро-Аккалського царства сохранила информацию не древняя хроника, а народная песня-плач. В этой связи на память приходят байронівські строки:

Таков удел деяний прежних лет,

Когда гранит и летопись безмолвны,

Простая песнь сохраняет их след.



Назад