Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Хозяйственная жизнь, общество Ассирии во II тыс. до н. э.


Население Ассирии издавна выращивало в долинах рек ячмень, полбу (двозерна пшеница), огородные культуры, а на южных склонах гор, пригодных для террасного земледелия, закладывало сады и виноградники. Финиковая пальма не имела в Ассирии почти никакой хозяйственной веса, оставаясь декоративным деревом, потому что финики там не успевали созревать. Ирригация в ассирійському земледелии использовалась, однако играла гораздо более скромную роль, чем в юго месопотамском. В долинах Верхнего и Нижнего Заба развивалось животноводство с летним выпасом скота на горных лугах.

Развивались в стране, богатой на промышленное сырье, также ремесла, особенно производство оружия и военного снаряжения, металлургия, строительство.

Но больше всего внимания уделяли ассирийцы посреднической торговли, тесно связанной с военными грабительскими экспедициями. Купечество Смирят совместно с купцами приєвфратських областей и Сирии в XX-XVIII вв. до н. э. основали в Малой Азии, на территории нынешнего Кюль-Тепе, древнейшее в мире международное торговое объединение - Каниш (Канесу, Несу), жители которого занимались не только посреднической торговлей, но и прибыльным ростовщичеством. Особенно оживилась ассирийская торговля накануне миграции в северные области Передней Азии арамейских племен. Ассири йское купечество (ему, кстати, и деньгами служило не серебро, а свинец) учредило тогда свои торговые кварталы в Мари, Угариті, Єгипті. Однако арамеї вскоре парализовали ассирійську торговлю, взорвали хорошо поставленную в стране систему земледелия. Через то в Ассирии участились неурожаи, доходило даже до голода.

Каким было ассири йское общество во II тыс. до н. э.?

В стране существовали царские и храмовые хозяйства, которые велись трудом зависимых рабочих и рабов. Однако основной земельный фонд принадлежал общинам, которые состояли из нескольких поколений ближайших родственников. Общинная земля была окружена большим пределом, нарушать которую запрещалось законом, и передавалась путем жеребьевки в семейную пользования. Семейное поле обгороджувалося малой чертой, посягательство на которую так же считалось преступлением. Землю в Ассирии можно было купить и продать, но по согласованию с общиной.

В Ассирии развивалось рабовладение, причем основным источником рабства в ней, в отличие от Вавилонии, были не войны, а долговая кабала и работорговля. Средствами закабаления служили оживление в беде, то есть материальная помощь в голодные годы, за которую оживленный попадал в зависимость от "благодетеля", и усыновления вместе с полем и домом. Отчасти обращали в рабство и военнопленных, причем процент таких рабов с активизацией ассирийского военной экспансии рос. Формы зависимости в ассирійському обществе были разнообразные. Рабов в стране было немного, основную массу населения составляли мелкие и средние самостоятельные производители, в основном крестьяне-обшинники.

Верхом ассирийского общества складывались из крупных землевладельцев, купечества, чиновников, жрецов. Все они пользовались в государстве рядом льгот. Однако резкого деления на социальные сословия в Ассирии, очевидно, не произошло, в нем еще преобладали патриархальные отношения.

Ассирийская семья имела ярко выраженный патриархальный характер. Все семейное имущество принадлежало мужчине, уже поэтому женщина целиком зависела от него, свекра, сыновей. Патриархальность семейных основ усиливалась традиционной системой семейного наследования имущества, по которой львиная доля отцовского наследства шла старшему сыну. Распыление семейного имущества предотвращал древний обычай левірату, то есть обязательный брак вдовы с братом покойного мужа, и сорорату, т.е. брак вдовца с сестрой покойной-женщины (кстати, левірат существовал также в Израиле и в хеттов).

Мужчине в Ассирии разрешалось применять к женщине телесные наказания, а на случай развода (право на него имел лишь человек) - выгнать из дома без выделения ей хотя бы доли совместно нажитого имущества. Замужем ассиріянка должна была выходить на люди в парандже, носить которую проституткам и рабыням категорически запрещалось. Женщину, которая искусственно прерывала беременность, проклинали или наказывали лютой смертью, ее труп запрещалось хоронить.

Государственность в Ассирии развивалась в направлении постепенного отмирания военной демократии и усиление центральных органов власти. Чиновники объединяли в своих руках и гражданскую и военную власть, что должно было обеспечить надежное руководство колониями Во второй половине II тыс. до н. э. появилось процессуальное право, которое базировалось на т.н. "средне-ассирийских законах".



Назад