Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Хозяйственное и общественно-политическую жизнь Нововавилонського царства


За двенадцать веков, которые отделяли Нововавилонское царство от Древнего Вавилона, хозяйственное развитие страны сделал значительный шаг вперед. Вавилоняне построили сложное гидротехническое систему, которая обеспечила круглогодичный полив земли. Это дало возможность местным земледельцам перейти на двопільну, отчасти даже трипільну, системы полеводства. Успехи в іригаційному земледелии способствовали также развития животноводства и птицеводства. Развивалось и вавилонское ремесло, хотя оно еще не отделилось окончательно от сельского хозяйства. Вавилоняне, в частности, уже производили цветные облицовочная плитка, развили металлургию, изготовляли добротный текстиль, который славился во всем древнем мире, особенно в Римской государстве. Процветала вавилонская торговля, которая уже перестала быть государственной монополией. Усовершенствовалась ростовщическая практика, в стране появились первые банки, которые принадлежали торговым домам Мурашу и Егібі (кстати, эти банкиры в погоне за наживой не стеснялись поставлять в публичные дома проституток). Банкірство, однако, еще не стало в Ново-вавилонском царстве отдельной профессией, а было придатком ростовщичества. В целом же хозяйство халдейского Вавилон еще оставалось натуральным, хотя его общество было более торгашеским, чем общество Старовавилонсь-кого царства.

Население халдейского Вавилон состояло из четырех основных общественных состояний, а именно: полноправных граждан, людей свободных, однако лишенных гражданства, зависимого людей и рабов. Полноправными гражданами были земельные собственники, к числу которых принадлежали жрецы, чиновники, банкиры, основная масса крестьян и ремесленников. Все они - и богатые, и те, кто мог увидеть себя богатым разве что во сне, - входили в общественно-храмовых общин, принимали участие в народных собраниях и считались равноправными, хотя богатые, конечно, были "рівноправніші"... Не пользовались гражданскими правами в Вавилоне те, кто не имел земельной собственности, а поэтому не принимал участия в народных собраниях, то есть иностранцы, воины-колонисты, государственные рабочие и т.д. Ступенькой ниже в социальной иерархии стояли те, кто находился в личной зависимости от частных лиц или коллективов (храмов, например), хотя, в отличие от раба, не был полной собственностью своего хозяина.

Рабовладение в халдейском Вавилоне возросло. Основным источником рабства были войны и работорговля, само продажу в рабство уже не практиковался. В стране появились новые формы рабовладения, возможны лишь при достаточно высокого уровня товарно-денежных отношений: очиншування рабов и освобождения их за выкуп. Раб, переведен на оброк, вел собственное хозяйство, используя в нем наемный и рабский труд, пользовался определенными гражданскими правами. Впрочем, хотя такой раб мог свободно распоряжаться своим имуществом, он не был его владельцем, оно считалось собственностью его обладателя. Незначительную часть рабов отпускали на волю, поскольку выкупная сумма с лихвой покрывала все расходы на их приобретение. Работали вавилонские рабы преимущественно в частных и храмовых хозяйствах, данные об использовании их труда в царских имениях отсутствуют. В общественном производстве рабский труд продолжала играть незначительную роль, основным же общественным производителем, как и раньше, были крестьяне-общинники и ремесленный люд. В крупных хозяйствах, в частности в храмовых, довольно широко использовался наемный труд.

Общество Нововавилонського царства отличалось очень пестрым этническим составом населения. В Вавилоне раздавались десятки различных языков, существовали целые кварталы, населенные иностранцами - египтянами, персами, еламцями, кілікійцями, иудеями, мидийцами, выходцами из Малой Азии и т.д. Удивительную этническая неоднородность вавилонского общества отразила старозаветная легенда о вавилонское столпотворение, В ней рассказывается о том, как Бог, разгневавшись на вавилонців за их дерзкое намерение построить башню до самого неба, смешал их языки, через что они перестали понимать друг друга.

Поразительных имущественных контрастов ново вавилонское общество, кажется, не знал, потому что жизненный уровень основной массы граждан был достаточно высок, ведь тот, кто не имел собственной земли, мог безбедно жить с найма или аренды.

Патриархальность семейных традиций в земле халдейской Вавилоне ослабла. Если старовавилонський жених, давая калым за невесту, был над ней господином и богом, то ново-вавилонский, наоборот, принимал за ней приданое и уже не мог считать ЕЕ своей собственностью. По крайней мере за супружескую измену женщин в Халдейском царстве уже не топили.

Важные изменения произошли в политической системе Вавилона от Хаммурапи до Навуходоносора II. Царская власть в государстве заметно ослабела, царь стал жреческим ставленником. Его полная зависимость от жрецов подчеркивалась ежегодным обряду коронации, во время которого верховный жрец бил царя по лицу и дергал его за уши, причем так сильно, что у того на глазах появлялись слезы - признак для страны. Только после этого унизительного обряда царь получал атрибуты царской власти от верховного жреца храма бога Мардука.

В Вавилонии сформировалась система автономии, самоуправления городов в форме общественно-храмовых общин - органического союза свободного населения того или иного города или региона с местным храмом. В связи с этой особенностью политической жизни в Халдейском царстве историки отмечают, что "древние города... были не столько опорой царской власти, сколько своеобразным противовесом ей". Весь административный аппарат в государстве был выборным, причем каждый вавилонский гражданин, который принимал участие в народных собраниях, мог избирать и быть избранным на любую должность - конечно, только в теории. Попытки отдельных историков найти "демократические принципы" в ново вавилонскому обществе не выдерживают критики, ведь выполнение административных функций в государстве не оплачивалось, поэтому было доступно лишь состоятельным гражданам, к тому же значительная часть населения вообще не имела гражданских прав.

Такой выглядела "вавилонская блудница", как назвали ново вавилонское общество ветхозаветные пророки.



Назад