Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Письменность, образование библиотеки и архивы


Одним из основных культурных, достижений населения Древней Месопотамии было создание - системы письма, что ее европейцы назвали совершенстве, а народы Востока - гвоздевым письмом.

Сейчас, похоже, удалось разгадать тайну появления клинописи. Американский ассириолог А. Оппенхейм доказал, что чиновники в г. Нузі в середине II тыс. до н. э. вели учет имущества с помощью небольших фишек из обожженной глины - конусов, шариков, дисков, цилиндриков, пирамидок. Каждый вид домашнего скота или иного имущества сказывался отдельной фишкой. Древнейшие фишки (существовало 15 их основных форм) датируются VIII тыс. до н. э. Недавно ученые установили, что с середины IV тыс. до н. э. фишки стали хранить в пустотелых глиняных подушечках "конвертах", что их запечатывали при свидетелях. Чтобы знать, какие именно фишки хранятся в "конверте", на нем соответствующим типом фишки делался характерный отпечаток - сколько фишек, столько и отпечатков. Отпечатки выходили не всегда четкими, поэтому их подправляли заостренной палочкой. Постепенно потребность запечатывать в глиняный "конверт" фишки отпала, начали обходиться самими отпечатками фишки на глиняной дощечке в форме подушечки. Так около 3100 г. до н. э. появились глиняные таблички с нацарапанными на них клиновидными знаками.

Письмо в своем развитии прошло три последовательные стадии: значок, идеограмму и фонограмму (фонограмма в Месопотамии - изложение на письме звуковых складов). Те понятия, для которых трудно было подобрать их малюнковий символ, записывали сразу несколькими знаками (например, изображены рядом знаки "рот" и "вода" означали "пить", "голова быка" и "гора" - "дикий (горный) бык" и др.).

Сначала клинописне письмо было слишком громоздким, насчитывало около двух тысяч знаков. Постепенно вавилоняне и ассирийцы уменьшили количество знаков до 350-400. При этом отдельные клинописные идеограммы служили детермінативами, т.е. указывали, как следует читать и понимать соседние знаки. Так, косой клин разделял слова, вертикальный клин ставился перед мужским именем, знак женского лона - перед женским именем.

Самые древние шумеры писали вертикальными столбцами сверху вниз, причем сами столбики следовали справа налево. Постепенно шумеры перешли на более удобный способ расположения клинописных знаков - горизонтальными рядами слева направо, однако окончательно перешли на такой способ письма уже ассирийцы.

В эпоху Середньовавилонського царства клинопись стал международным дипломатическим письмом на Ближнем Востоке, его использовали даже египетские чиновники. Поэтому месопотамський клинопись иногда образно называют "латиницей Древнего Востока". Однако с последней трети II тыс. до н. э. клинопись начали вытеснять древние алфавиты, причем даже в Вавилонии. Ассиріологи считают, что клинописне письмо уступило место алфавитном не столько потому, что последнее проще и удобнее, сколько вследствие распространения на Ближнем Востоке арамейского языка.

Основным материалом для письма в Месопотамии служили влажные глиняные дощечки, на которых клиновидные знаки вытесняли заостренной тростниковой палочкой. Списанную глиняную дощечку потом сушили на солнце или обжигали на огне. Писать приходилось быстро, пока не высохла глиняная табличка, и сразу записывать весь текст. Такой способ письма требовал немалых навыков. Однако месопотамские писці отлично справлялись со своей задачей. Среди них были настоящие виртуозы, способные на миниатюрной глиняной табличке размером втрое меньшей спичечную коробку поместить 30 клинописных строк высотой до 2 мм (такой текст можно прочитать только с помощью увеличительного стекла).

Глиняными "книгами" было неудобно пользоваться через что громоздкость. Журнал "Сатирикон" остроумно указал на эту ошибку: "Для того, чтобы влюбленный мог должным образом изложить предмету своей любви свои чувства, ему приходилось отправлять девушке целый воз кирпичей. Чтобы прочитать написанное, приходилось приложить столько тяжелых и неблагодарных усилий, что у девушки прерывался терпение, и она на десять кирпичу выходила замуж за другого".

В начале i тыс. до н. э. в Месопотамии начали писать также на покрытых тонким слоем воска деревянных дощечках, которые затем зброшуровували в книги-ширмы с помощью шнурка. Пользоваться такими "книгами" было удобнее, чем тяжелыми и хрупкими глиняными табличками.

Еще в шумерскую сутки в стране существовали школы, причем большинство из них были светскими, а не храмовыми (жрецы в Месопотамии в своей массе были неграмотными). Школы готовили землемеров, чиновников-писцов. Образование помогала им делать карьеру, однако не вводила их автоматически в круг общественной элиты. Постепенно школы стали готовить специалистов широкого профиля. их выпускники уже не просто умели читать и писать, но и овладевали основами тогдашних научных знаний из лингвистики, математики, астрономии, медицины, права, что позволяло им не только занимать чиновничьи должности, но и испытать себя на научной и преподавательской ниве*. Шумеры говорили о своей школе: "В нее входят с закрытыми глазами, а выходят из нее с открытыми глазами".

До школы записывали 5-7-летних детей, в основном мальчиков, к тому же из состоятельных семей (обучение было платное). В одной школе учились 20-30 учеников, причем классов не существовало, младшие и старшие учились вместе. Большинство учеников заканчивали школу в 20-25-летнем возрасте. Учились дети по-разному. Одни старались и добивались немалых успехов в каллиграфии и стилистике, другие учились как попало, а потом пытались свалить вину за свое невежество на учителей. Любовь к обучению в школе прививали с помощью средств физического воздействия (для этого даже существовала отдельная должность "вооруженного дубиной"). Больше всего времени и усилий у школьников отнимало скучное переписывания на специальные глиняные дощечки клинописных текстов, которое длилось на протяжении первых лет обучения каждый день от восхода до захода солнца.

Учились писать в месопотамській школе, по мнению американского археолога Е. К'єра, так: "Ученик принимал комок глины и, не потея над изготовлением обычной прямоугольной таблички, скачивал в руке шарик, затем выравнивал одну сторону, прижав шарик к ровной поверхности, и писал на ней. Выполнив задание, он снова превращал табличку на шарик, еще раз выравнивал одну сторону и начинал иное упражнение. Так он мог работать на протяжении всего дня, причем материал для письма оставался тот же".

В развитии месопотамского школы существовали свои проблемы. Главная из них - не всегда высокий профессиональный уровень учителей, их коррумпированность. Так или иначе, школа (по шумерськи она называлась Е-дуба, то есть "дом табличек") была в исторической перспективе охранником культурного наследия, обеспечивала "живая связь между прошлым и современным".

В крупнейших культурных центрах Месопотамии можно было получить и высшее образование, В Уре, Ніппурі, Вавилоне, Шаду-пуме существовали своеобразные "научные академии" или "университеты", которые готовили духовную элиту: учителей, художников и др.

В Месопотамии зародилась библиотечное дело. В Ассирии, в частности, существовали древнейшие в мире библиотеки, одну из которых основал в Ашшурі Тіглатпаласар И, другую, в Ниневии, Ашшурбанапал. Пусть богаче и лучше всего упорядоченной, как считают ассиріологи, была ніневійська библиотека, фонды которой насчитывалось свыше 25 тыс. "книг" из всех тогдашних отраслей знаний. В этой библиотеке, которая служила заодно государственным архивом, хранились также политические трактаты, царские указы, налоговые списки, донесения царских наместников и военачальников, купчие, контракты и договоры. Характерно, что свою библиотеку-архив Ашшурбанапал велел комплектовать тщательно изготовленными копиями наиболее ценных книг, а грабить чужие книгохранилища он, видимо, запретил. Изготовляли копии книг для ніневійської библиотеки специальные писці, которые затем сверяли переписан ними текст с оригиналом, чтобы вправить в нем возможны ошибки. Ніневійські библиотекари систематизировали книжный фонд, даже придумали для глиняных "книг" специальный шифр и нумерацию страниц", без чего отыскать нужный текст среди тысячи внешне одинаковых было бы чрезвычайно трудно.

Ассирийцы придумали способ тиражирования нужных текстов. Для этого они изготовляли из обожженной глины штампы с выпуклым зеркальным шрифтом, с помощью которых потом делали отпечатки на мокрой глине.

Еще в Шумере зародилась архивное дело. Царские и храмовые архивы существовали в Лагаші, Ніппурі, Мари, Угариті, Алалаху и других центрах. Частные архивы принадлежали нип-пурському банкиру Мурашу, вавилонскому - Егібі и др.



Назад