Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Архитектура, искусство, музыка


Природа не обеспечила надежную защиту Месопотамии от военных посягательств на ее богатства соседних племен и народов; ЕЕ поселки и целые города неоднократно стирались с лица земли нападающими. Больших разрушений испытывали ЕЕ культурно-религиозные центры также гад время гражданских войн. Поэтому на территории Месопотамии памятники архитектуры и искусства почти не сохранились. Историю художественного творчества ее народов приходится изучать преимущественно на предметах искусства, обнаруженных в Мари, Сузах и других городах за пределами Месопотамии.

Древнейшие памятники месопотамского художественного ремесла обнаружено в северных регионах страны. Это в основном неолитическая керамика V тыс. до н. э., украшена геометрическим орнаментом и стилизованными изображениями людей и животных. Этот декор, скорее всего имел также магическое назначение. Тогдашние умельцы производили из полупрозрачного алебастра мужские и женские статуэтки (чаще всего статуэтки богини плодородия - женщины, с мощными бедрами и грудью).

В Вавилонии не было строительного камня и промышленной древесины, поэтому в ней с давних давен развивалось исключительно глиняное зодчество. Глина непригодна для монументального строительства юго - месопотамские храмы и дворцы имели сравнительно скромные размеры. Особенностью тамошней культовой и дворцовой архитектуры была отсутствие в ней монументальной скульптуры и рельефов, предельная простота форм. Внешние стены храмов членились выступлениями и нишами. Храмы И дворцы строили на холмах или искусственных насыпях, чтобы до них не достигали паводковые воды. Когда глиняная здание старела (в климатических условиях Месопотамии этого не приходилось ждать долго), непосредственно на ее руинах возводили новую.

В конце III тыс. до н. э. в храмовом строительстве Месопотамии сложился оригинальный архитектурный стиль - зиккурат. Видимо, появление его была следствием традиции возводить храм на платформе. Зиккурат постепенно стал непременной деталью храмовых комплексов в стране. Он представлял собой массивную ступенчатую трех -, пяти - или семиярусну сооружение, в форме поставленных друг на друга параллелепипедов или усеченных пирамид, что сужалась кверху. Верхушка зиккурата, скорее всего, служила алтарною частью, куда имел доступ лишь верховный жрец. Сплошные сырцу террасы зиккурата красили в яркие цвета, так что все сооружение было довольно опрятный вид. С трех сторон к вершине зиккурата вели ступени или пандусы (наклонные плоскости). Зіккурати строили, конечно, для основных богов, для других же возводили простые цели и алтаре.

До наших дней в более-менее удовлетворительном состоянии сохранились лишь три месопотамские зіккурати (в Уре, Чога-Замбіле и Борсиппі), в древности территория Месопотамии буквально пестрела ними (только в Вавилоне, как уверяют древние тексты, возвышавшегося 53 таких храмы).

Еще в шумеро-аккадську сутки в Вавилонии значительного развития достигло искусство скульптуры, которая имела не столько художественное, сколько сакральное назначения и была полностью подчинена архитектуре. Шумеры и аккадці создавали статуэтки богов, царей и вельмож, рельефные изображения монстров, животных и эпических героев. Одним из лучших скульптурных произведений Шумера является "Дама с Урука" - алебастровое женское лицо (к сожалению, повреждено). Некоторые специалисты даже считают "Даму из Урука" достойной соперницей известных скульптурных изображений царицы Нефертити. Развивалось также шумерское искусство глиптики, среди предметов которой следует выделить цилиндрические печати из твердого минерала - гематита. Печати-цилиндры, что пришли на смену архаичным печаткам-штампам, имеют резную поверхность. Шумеры прокатывали их по мокрой глине и получали рельефные отпечатки. Изображение на печатях настолько сложные, что порой кажутся обычным орнаментом, хотя на самом деле они передают изображения богов, героев, монстров, животных и т. п.

Художественный стиль шумерских печатей постоянно развивался, поэтому они служили, по словам Л. Оппенхейма, чувствительным барометром, который регистрировал иностранные влияния и индивидуальный почерк отдельных художников и школ, хотя последние так и не сумели "пробить прочную броню традиционализма" в искусстве Месопотамии.

Характерно, что шумерское искусство постепенно скатывалось на путь упрощения, искажения пропорций человеческого тела, грубой стилизации (искусствоведы считают, что это было следствием его подчинения религии). Аккадське же искусство, наоборот, осталось преданным "реалистическом" стиля, жизненно правдивішим. Об этом свидетельствуют, в частности, бронзовый мужской портрет (Саргона Аккадского?), каменная "Стелла Нарам-Суена" и др.

На склоне шумеро-аккадської истории, когда общество вступило в последний кризисный период, в искусстве наступили мрачные, монотонные сцены поклонения богам и царь.

Памятников старовавилонського искусства сохранилось очень мало. Они выполнены в довольно "реалистической" манере, канон тяготеет над ними меньше, чем над произведениями шумерских скульпторов, хотя шумерские художественные традиции ощутимо повлияли на них. Представление о старовавилонське искусство можно составить на примере рельефного изображения на верхней части базальтового столба с законами Хаммурапи, полутораметровой известняковой статуи богини Иштар, обнаруженной археологами в Мари.

Искусство Ассирии понесло сильного влияния шумерских, вавилонских, египетских, хеттских и хурритських художественных стилей. Оно имело ярко выраженный прокламаційний характер: символизировало могущество и звитяжність ассирийских царей. Ассирийские скульпторы идеализировали обладателей, ничуть не заботясь о отражение их портретных черт.

В ассирійському дворцовом искусстве сложился симбиоз архитектурных форм и скульптуры. Входы в ассирийских дворцов стерегли исполинские алебастровые человеко-львы и человеко-быки в короне египетских фараонов. Стены этих дворцов были не сырцу, как вавилона, а выложены каменными плитами. их украшали высокохудожественные фризы, которые рассказывали о военные и охотничьи подвиги царей, нередко смаковали зверства ассирийских воинов, одним словом - пропагандировали грубую физическую силу, кулачне право. Авторы этих рельефных фризов зарекомендовали себя отличными анімалістами, особенно в охотничьих сценах.

Среди созданных ими художественных шедевров выделяется прежде всего знаменитое рельефное изображение раненой львицы, которая, чувствуя приближение смерти, собирается последний наброситься на своего врага. Во всем древнем искусстве найдется немного изображений такой художественной силы!

Искусство Нововавилонського царства перестало превозносить царя - ставленника жрецов отказалось от изображения батальных сцен и сцен царской охоты. Однако и религиозная тематика звучала в нем не в полный голос, потому что консервативное жречество сумел набросить на нее уздечку махрового традиционализма. Широкий простор для творческих поисков существовал в ново вавилонскую сутки только в жанре декоративной орнаменталістики - и именно в нем тогдашние художники достигли наибольших успехов.

Развивалось в Месопотамии также искусство музыки. Уже шумеры изобрели ряд струнных, духовых и ударных музыкальных инструментов (дудку, флейта, арфа, бубен и т.д.) и играли на них во время религиозных мистерий и народных гуляний. В Шумере существовали особые "дома музыки", где за плату можно было не только послушать любимые мелодии, но и порадоваться выходками обезьянок. Любили музыку также вавилоняне и ассирийцы.

В 70-х годах американский ассириолог Анне Килмер дешифрувала клинописну табличку с Угариту, на которой записано мелодию и слова ассирийского романса, посвященного богине Угариту. Этот нотная запись почти на полторы тысячи лет старше греческий папирус с нотами к пьесы Эврипида "Орест" - древнейший манускрипт западной музыки. Музыковед Ричард Крокер выполнил ассирийский романс под аккомпанемент точной копии шумерской лиры (ее корпус изготовлен из красной березы и ели, струны - из кишок). Он отметил, что в этой мелодии из глубины тысячелетий "нет ничего неестественного или странного".

Культурные достояния народов Древней Месопотамии стали весомым вкладом в сокровищницу мировой культуры. их уровень, бесспорно, очень высокий.



Назад