Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Основные источники археологическое исследование Анатолии


Древняя история Малой Азии, (Анатолии) отражена в источниках скупо и неравномерно во времени и пространстве. О ее древнейший период (X-III тыс. до н. э.) рассказывают лишь археологические материалы - обнаружены археологами стоянки первобытного человека на юге полуострова, мезолітичні и неолитические поселения (Чейюню-Тепесі, Чатал-Гуюк) и поселения эпохи ранней бронзы (Троя).

Изучать торгово-ремесленное жизни, этнический состав населения Малой Азии в конце III тыс - в начале II тыс. до н. э, помогают "каппадокійські" (по более поздней названием восточной части Малой Азии-Каппадокия) клинописные таблички, выявленные в Каніші. Важным историческим источником о рассветный период хеттском прошлого? также лингвистический анализ хеттских письменных памятников, который проливает свет на миграцию малоазийских этносов, в том числе хеттов.

Значительно лучше отражена в источниках непродолжительная история Хеттського царства (II тыс. до н. э.), однако ними хеттологи начали пользоваться только в XX ст., а раньше черпали информацию о хеттов исключительно из египетских, ассирийских, урартских надписей и туманных упоминаний Библии о "хеттеїв", "царей хеттейських". Доверившись Библии, ученые долго считали хеттов немногочисленным этносом Палестины и Северной Сирии. Они и понятия не имели, что "хеттеї" на самом деле были создателями могучей передньоазіатської государства.

Хеттские тексты, составленные хеттською (неситською), палійською и лувійською языках, стали известны европейцам лишь в начале XX в. благодаря сенсационной находке в Богазкьої большого царского архива (около 20 тыс. документов) и дешифруванню в 1915-1917 гг. чехом Фридрихом (Бедріхом) Грозным хеттського клинописного письма.

Ф. Грозный охоты, что хеттский язык, который в начале XX в. называли "арцавською" (по названию государства Арцава, с обладателем которой переписывался хеттський царь), хоть как этому трудно поверить, имеет индоевропейскую структуру. Дешифрирования хеттського письма было завершено в 1947 г. благодаря нахождению турецким ученым X. Т. Боссертом в Каратепе двуязычного - хеттського и финикийского - текста.

Хеттські письменные памятники - это, в основном, исторические и политические тексты (царские анналы, международные договоры, в том числе хеттський вариант договора между египетским фараоном Рамзесом II и хеттським царем Хаттусілі III, дипломатическая корреспонденция и т.д.), документы социально-экономического содержания (служебные "инструкции", "імунітетні" дарственные грамоты, акты, земельные кадастры и т.п.), юридические акты (судебные протоколы, царские указы, законы которые по своей информативности, к сожалению, уступают "Законам Хаммурапи"), религиозные тексты, которых, кстати, больше всего.

Археологическое исследование Восточной Анатолии, где сложилась Хеттский государство, началось в 80-х годах XIX в., после того, как немецкие и австрийские ученые обнаружили в Зенджірлі достопримечательности пізньохеттської архитектуры и искусства, датируемые i тыс. до н. э. (Хеттського царства тогда уже не существовало).

В начале XX ст. Британский музей провел археологические раскопки Каркемиша, а немецкий востоковед Г. Он-клер - руин хеттском столицы Хаттусі в Богазкьої. В 1931 г. К. Біттель продолжил раскопки Богазкьоя, причем уже действительно на высоком научном уровне (Г. Винклер копал небрежно). В Богазкьої было обнаружено, кроме уже упоминавшегося государственного архива хеттов, останки шести-километровой массивной защитной стены, цитадель, несколько храмов. Неподалеку от столицы ученые раскопали храм Язиликай, на рельефах которого обнаружили изображения всех хеттских богов и "групповой портрет" царской семьи. Археологи раскопали также Тасс и другие хеттські города.

Основными источниками по истории Фригийского и Лидийского царства есть памятники материальной культуры, епіграфіка, литературные произведения и сообщения античных авторов.

Начиная с середины XIX в., турецкими и американскими археологами ведутся (попеременно) раскопки лідійської столицы Сарды и ее некрополя. С начала XX в. раскапывается также фрігійська столица Гордіон и ее некрополь с богатым погребальным инвентарем. Археологи уделили внимание также скальным культовым сооружениям фригийцев ("могила Гордеца", "могила Мидаса", "лев'яча могила" и т.п.), гробницам лідійських царей ("гробница Ги-гэса"), руинам ряда фрігійських городов, многочисленным следам скифского и киммерийского пребывания в Анатолии.

Очень важными источниками для изучением истории Фригии и Лидии есть эпиграфические памятники, в частности надписи-по-святи, эпитафии, греческие, лідійські, карійські, ликийские надписи на посуде, монетах, печатях и т.д.

Историческая информация о Фрігію и Лидию присутствует в ассирийских царских анналах, в Библии, в персидских надписях Дария И. Весьма информативными являются памятники устного народного творчества (мифы, легенды), сохраненные античными авторами, а также работы самых античных авторов: Геродота, Ксенофонта, Страбона, Платона, Плиния Старшего, Павсания, Лукана, Лукиана, Дионисия Галікарнаського, Стефана Византийского, лидийского историка Ксанф (V в. до н. э.), труд которого не сохранилась, и др.



Назад