Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Хозяйственная жизнь и общество Хеттском государства


Основой экономической жизни хеттов было сельское хозяйство Много внимания уделяли хетти скотоводству, особенно вівчарству, держали крупный рогатый скот и лошадей (быков впрягали в плуг, лошадей использовали преимущественно в военном деле). Из сельскохозяйственных культур выращивали в основном ячмень, различные сорта пшеницы (в основном эмер). Населения много и охотно занималась садоводством, виноградарством, а в северных и западных окраинных регионах - выращиванием оливкового дерева. Финиковая пальма в Малой Азии оставалась декоративным деревом: ее плоды там не созревали. Ирригация использовалась в земледелии в скромных масштабах, потому что для увлажнения полей хватало атмосферных осадков. Из ремесел развивалось ковка, гончарство, чинбарство, плотничество, портниха. Оружие и орудия труда хетти в основном делали из меди и бронзы. Издавна, возможно еще с дохеттських времен, в Малой Азии было известно железное производство, однако широкого хозяйственного применения оно не вступило, железо оставалось дорогим, "царским" металлом, из него изготавливали в основном культовые предметы, парадное оружие и т.п. Занимались хетти и торговлей, преимущественно внешней, которая находилась под государственным контролем, однако до торговых народов древности они явно не принадлежали.

Земля в хеттов была собственностью царя и общин. Царь пользовался лишь небольшой частью государственных земель, остальные же раздавал храмам, городским общинам и превращал в лены - служебные наделы чиновников, царских военачальников, ремесленников и др. Владельцы ленив пользовались своими наделами и трудом прикрепленных к ним подневольных рабочих лишь при условии добросовестного выполнения служебных обязанностей. Если должностное лицо или воин чем провинились перед царем и попали в опалу, их недвижимость конфисковывала ся на пользу царя.

Социальная стратификация просматривалась в хеттском обществе достаточно отчетливо. В государстве существовал аристократический слой, который состоял преимущественно из царских родственников и приближенных, наделенных соответствующей титулатурою. Знать пользовалась большими привилегиями, которыми она, к тому же, злоупотребляла. Царь Телепіну вспоминал как представителей этой социальной элиты "придворных, охранников, виночерпия, стольників, поваров, жезлоносців, тысяченачальников и казначеев", а всех их вообще называл панка, то есть "всем обществом". Хотя до панка входила меньшая часть общества, она доминировала над основной массой населения. После суток Телепіну документы уже не вспоминали о панка, роль которого, очевидно, постепенно сошла на нет. Однако это не означало, что знать оставила авансцену общественной жизни. Люди именитые оставались владельцами имений, полученных от царя, они поставляли войско боевыми колесницами.

Простой люд, как это видно из древних законов, делился на земледельцев, ремесленников и рабов. Часть земледельцев и ремесленников были людьми юридически свободными, хоть их и заставляли выполнять общегосударственные работы (принудительным работам не подлежали лишь отдельные категории царских ремесленников - оружейники, виноградари и т.п.). Существовали также зависимы рабочие, прикрепленные к особняков знати; по своему социальному статусу они напоминали мудрецов мушкенумів.

Рабство существовало в хеттском обществе, но о его источники документы ничего определенного не сообщают. Вероятнее всего, контингент рабов пополнялся из числа людей, захваченных во время военных походов, но не военнопленных, которых хетти в основном убивали, а мирного населения завоеванных территорий. Рабовладение в стране Хатти усиливалось. Так, если в первой половине II тыс. до н. э. (Старохеттська сутки) рабы имели определенные юридические права и собственность, то в Новохеттському царстве уже были полной собственностью своих господ, которые распоряжались их жизнью и имуществом. В целом же Хеттское рабовладение мало патриархальные формы. Раб, например, мог жениться на не рабыней, отдавать свою дочь замуж за раба. Некоторые ученые считают, что рабам в стране Хатти жилось легче, чем в других старосхідних обществах, другие придерживаются противоположного мнения. О масштабах использования рабского труда в общественном производстве в хеттов можем только гадать.

Семья хеттов была патриархальной, их брачные традиции очень напоминали вавилонские. Жених платил выкуп за невесту, однако и она получала от своего отца приданое, который становился после ее смерти собственностью мужа. Допускалось похищение девушки юношей, что нередко приводило к безумной драки между претендентами на ее руку. Многоженство не запрещалось, человек мог держать, кроме законных жен и наложниц. Супруги жили в основном отдельно от родителей, но иногда женщина оставалась в доме своего отца. Хетти придерживались левірату - после смерти мужа вдова доставалась его брату, а если он умирал. - его отцу, когда же умирал и отец - племяннику. Характерно, что брак между братом и сестрой в хеттов не запрещался, хотя в целом кровосмешение считалось преступлением.

Хотя женщина в стране Хатти находилась под властью мужа, его рабыней она все же не была. Хеттеянка пользовалась в семье и обществе определенной независимостью. Она, например, могла отречься от своих сыновей, имела право на развод. Когда свободная выходила замуж за раба, она не теряла своей воли.

Как уже отмечалось, Хеттский империя, организованная на федеративных началах, имела монархическую форму правления. Хеттський царь, к нескладноїтитулатури которого входила, кстати, доля и барная (искаженное имя царя Лабарни?), олицетворял все ветви власти. Он мог перепоручить другому лицу малоприятные функции судьи, однако религиозные и военные всегда выполнял обязанности лично. Царя хетти за жизнь не боготворили, однако в стране официально существовал культ духов предыдущих обладателей, поэтому о смерти царя говорили, что "он стал богом".

Еще одной характерной особенностью хеттском монархии было высокое положение царицы, которая выполняла также функции верховной жрицы. Царица могла переписываться с иностранным царским двором, имела собственную печать и, что особенно придавало ей политического веса, независимые от царской казны доходы. Английский историк О. Г. Герни замечал, что хеттский царица выглядела, как правило, "сильной и не весьма симпатичным лицом".

Города в Хеттському царстве имели право самоуправления. Только в религиозных центрах они целиком зависели от храма, верховный жрец которого выполнял функции также градоначальника. Хетти наладили сложную, однако, как показала история, малоэффективную систему управления завоеванными территориями. На первых порах цари поручали осуществлять контроль над завоеванными странами своим сыновьям, позже эту функцию они передали военачальникам (в основном также из числа своих родственников). В покоренных царствах, как правило, хранились местные династии. Васальний царь был суверенным обладателем почти во всех отношениях, он не имел права лишь поддерживать связи с иностранными государствами, отказывать хеттському царю в военной поддержке и предоставлять убежище беженцам из страны Хатти. Хеттські цари требовали от своих вассалов принести клятву верности, при этом заложники не брали. Чтобы теснее привязать к себе вассала, ему навязывали династический брак.

Судебная система, которая функционировала в Хеттській государстве, базировалась на писаному праву. На нее полагались исключительно карательные функции. Хеттські законы, пожалуй, касались не всей сферы правовых отношений, а лишь спорных вопросов, решению которых на основе традиционного обычного права было невозможным. К сожалению, источники не дают возможности установить, или соблюдалось неукоснительно действующего законодательства населения страны Хатти. Уголовным преступлением, за которое казнили, считались антиправительственные действия, колдовство, половые извращения (прежде всего скотоложство, распространенное во всех скотоводческих обществах).

Хеттское войско состояло из отрядов пехоты и боевых колесниц. Конницы и флота в хеттов не было. Как вербувалося войско, не знаем. На случай войны хеттські цари добивались военного подкрепления от вассальных царей, согласно заключенным с ними договорам. Гарнизонные обязанности, наверное, выполняла небольшая постоянная армия. Хеттські обладатели лично принимали участие в битвах, но когда этого не позволяли обстоятельства, то могли передать руководство армией в чужие руки.

Таким, в общих чертах, рисуют нам источники хеттское общество.



Назад