Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Культура хеттов


Культура поле этнического хеттського общества была синтезом - древних местных (протохеттських) и более поздних, привнесенных мигрантами-індоаріями, компонентов. Она испытала влияние культурных традиций египтян, вавилонців, а также хурритів, которые населяли области Северной Месопотамии и Северной Сирии.

Повседневная жизнь земледельцев Древней Анатолии была похожа на жизнь других ближневосточных народов и современной населения Турции.

Города в Анатолии были небольшими, застраивались с учетом сложного рельефа местности одно - или кількаповерховими домами, должны, по возможности, прямые, засыпанные крупным гравием улице, дренажную систему и канализацию. Жилища строились нескольких типов. Чаще всего оно состояло из нескольких помещений, расположенных вокруг внутреннего дворика. Сводилось из кирпича-сырца на каменном фундаменте или без него, а в лесистых местностях - из дерева. Окна (нет уверенности, что они вообще существовали) были небольшие и прорубувались в верхней части стен. Кровля делали приплюснутой из сплетенного и обмазанных глиной ветвей. Клали ее на деревянные стропила. Мебелью не злоупотребляли - работали, ели и спали прямо на полу. Иногда люди жили в одном помещении с домашним скотом.

Питались анатолійці в древности преимущественно хлебом, сыром, молоком, медом, кашами и мясными и овощными супами. еду запивали вином, пивом.

Повседневным к хеттам служила похожа на рубашку туника с длинными рукавами и без пояса. На праздники хетти надевали хурритську рубашку - длиннее и роскошную тунику, украшенную вышивкой и металлическими аппликациями. Воины носили легкую тунику и нечто вроде шотландской юбки, царь и жрецы - длинную хламиду или плащ, а на голову надевали круглую шапку или просто повязку. Иногда царь красовался в высокой конической шапке, которая символизировала его божественное происхождение. Женщины кутались с головы до пят в плащ, под которым носили легкую тунику. Царица носила длинную тунику, которая взималась вышитым поясом, и высокий головной убор. И мужские и женские наряды скреплялись на плечах бронзовыми булавками.

Хетти, как правило, носили длинные волосы на голове, порой* заплетая его в косичку. Мужчины голились. И мужчины, и женщины носили украшения - серьги, браслеты, ожерелья, кольца, серьги, подвески (видимо, служили амулетами) в виде солнечного диска, лунного серпа, изображений животных.

Важную роль в общественной жизни хеттов играли религиозно-мифологические представления. Не случайно сакральные функции хеттського царя считались более весомыми за военные. Повседневная жизнь населения страны Хатти было наполнено всевозможными ритуальными действиями и магией. Осуществление основных ритуалов возлагалось на храмовых жрецов. В ритуалах участвовали также царедворцы, а самые важные ритуалы были прерогативой царя и царицы (прежде всего, новогодний ритуал). Поскольку население связывало свое благополучие с благополучием царской семьи, то в государстве практиковались особые обряды "обновление" царственных лиц (в царское наряд наряжали пленных или статую). Ритуалы и обряды непременно сопровождались пожертвованиями, иногда даже человеческими (приносили в жертву военнопленных).

Характерно, что в многолюдном хеттському пантеоне было мало собственно хеттских (индоевропейских богов), а больше - хаттійських. В XIII в. до н. э. столичное хеттское жречество, как это ни странно, заимствовало хурритський пантеон (думают, что здесь не обошлось без влияния на религиозную жизнь государства царицы Пудухепі - хурритянки).

Больше всего почитали хетти бога грозы и войны Хатти и его хурритського коллегу Тешуба (последнего изображали с топором и символической молнией в руках). Столичным культом была жена Хатти - богиня солнца Арінна (рядом с ней существовало и мужское божество солнца). Арінна считалась покровительницей Хеттском государства и царской власти. Особой популярностью у хеттов пользовался также бог плодородия Телепін, поразительно похожий на египетского Озириса и месопотамского Думузи. Эти и некоторые другие анатолийские боги приобрели общегосударственного значения. Наряду с ними существовали и местные культы. Большую роль в стране играли также культы священных животных и птиц - быка, льва и т.д.

Боги хеттського пантеона (почти у каждого из них существовал в стране свой религиозный центр) были в основном антропоморфными, однако существовали и зооморфные небожители (например, бога грозы иногда изображали в виде быка или горы). Характерно, что хетти запросто приписывали своим богам и богиням аморальные поступки.

Власти отводили религии в Хеттському царстве государственную функцию. Так, после смерти царя провозглашали "богом", в связи с чем был разработан сложный ритуал его захоронения. Не менее торжественными выглядели и похороны царицы. В частности, их тела сжигали на огне, поливая при этом вином и пивом, потом обгоревшие останки на определенное время погружали в сосуд с маслом и только после этого их заворачивали в ткань и помещали в "каменный дом" - царский мавзолей.

От мудрецов знатоков оккультных наук хетти позаимствовали ремесло гадание (чаще всего по внутренностям животных. Составной частью религиозного мышления сельских жителей Анатолии оставалась первоначальная магия, к которой обращались за помощью в тех случаях, "когда опасались, что бога не было на месте, и он мог не услышать молитвы".

Синтезированной была и хеттский мифология, которую правильнее было бы назвать хетто-хурритською. Она унаследовала архаичные передньоазійські мифологические представления. Исследователи отмечают, что в ней присутствовали "вечные анатолийские мифы хуррито-месопотамсько-сирийского ареала". Наличие в хеттській мифологии иностранных, прежде всего вавилона, элементов, по мнению ученых, была следствием доминирования в политической и культурной жизни Хеттском государства, в период между Древним и Новым царством, хурритів, "проникнутых вавилонскими традициями".

Среди хеттских мифов можно выделить миф о Уллікуммі, который рассказывает о соперничестве между старшим и младшим поколениями богов, миф об убийстве дракона Іллуянкі - типичный новогодний миф в фольклоре многих народов мира, миф об уже упоминавшегося бога плодородия Телепіна, который почти дублирует сюжет о пребывании в царстве мертвых вавилонского бога Таммуза, и угаритская миф об исчезновении Баала. Сохранился также интересен мифологический сюжет о луне, что упал с неба (Его рассказывали в сильную грозу).

Памятников хеттском литературы сохранилось очень мало. В них чувствуется сильный хурритський влияние (свободная от него только древнейшая хеттский литература XVIII в. до н. э. - несійська). Одним из древнейших жанров хеттском художественной словесности лаконичные царские летописи, которые появились на три столетия раньше ассирийских. В летописях хеттских царей исторические рассказы объединены с мифами. Существовала также ритуальная поэзия, которая в период Новохеттського царства разительно перекликалась с ветхо заветной литературой. Однако самым распространенным жанром хеттском литературы были эпос и мифы.

Хотя в Хеттському царстве было в обиходе не менее восьми различных языков, офшійне делопроизводство велось только тремя из них: хеттською, аркадською (хетти называли ее "вавилонской") и иногда хурритською. Жрецы пользовались в культовой практике хеттською языке.

Писали хетти в основном клинописью, монументальные же наскальные надписи и надписи на печатях выполняли ієрогліфікою, которую изобрели, скорее всего, сами и которая насчитывала более 400 знаков. Характерно, что иероглифические строки читались по очереди справа налево и слева направо. На вид хеттрьке иероглифическое письмо, которое просуществовало после гибели Хеттського царства еще по крайней мере четыре века, грубое и неуклюжее, особенно если сравнить его с грациозными египетскими иероглифическими знаками, зато оно лучше сохранило сходство с изображаемыми предметами.

В связи с распространением в Хеттській государстве иностранных языков был составлен тримовні, шумеро-вавилоно-хеттські, словари.

Хетти много уделяли внимания военному ремеслу, чтобы заниматься любовью в искусстве, их иногда называют народом, "лишенным элегантности". Специалисты уверяют, что хеттское искусство разочаровывает, особенно как, что вспомнить, что его расцвет пришелся на сутки создание египтянами изысканного амарнського стиля. В произведениях хеттских скульпторов "мало фантазии, утонченности, вдохновенного таланта или технического совершенства, самая грубая сила, которая сразу же ощущается и в массивных настенных рельефах, и в изделиях малых форм". Однако даже скептики признают, что отдельные достопримечательности хеттського искусства выполнены высоко профессионально, и что в целом хеттское искусство - оригинальное и самобытное, хоть в нем и чувствуются сильные иностранные влияния, прежде всего хурритський и вавилонский.

В искусстве хеттов сложился канон - художник изображал окружающий мир не таким, каким он его видел, а таким, каким его представлял, точнее - наиболее уместным в данной ситуации. Так, в мужской фигуре голова и ступни ног изображались в профиль, плечи и грудь - анфас.

Хетти развивали керамику - расписную и "гладкую", по способу обработки поверхности, мелкую бронзовую пластика (статуэтки богов выходили условными и повторяли фигуры в наскальных рельефах). Наиболее примечательным явлением в хеттському искусстве все же был каменный рельеф, который лучше всего отражал идеологию Хеттском государства и в котором, кстати, так и не сложился единый канон. Хеттський рельеф плоский, в нем отсутствуют даже попытки передать три мерность изображения. Композиции рельефов на скалах и приставных каменных плитах простые, четкие, тщательно продуманные, в них выдержан принцип ізокефалії (рівноголов'я фигур). Наиболее интересными являются рельефы храма Язиликаю. Они, несомненно, произвели глубокое впечатление на посетителей.

О хеттском архитектуры, то ей присущи простота форм, монументальность, слитностью с окружающим скальным рельефом.



Назад