Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Состояние источниковой базы библейская критика


Более сильные соседи неоднократно, уничтожали богатые и не защищены природой города Восточного Средиземноморья. Не щадили их и разрушительные землетрясения. К тому же тамошний торговый люд был очень бережлив, чтобы устраивать богатые похороны даже царям, и не практиковал жертвоприношения мертвым. Поэтому археологи собирают скудный урожай на восток-носередземноморській территории.

Археологические разведки в регионе начались в 1860 г. на территории Финикии. Начал их француз Жорж Ренан, который раскопал города Арвад, Библ, Tip и Сидон. Однако христианская Европа осудила его инициативу, считая ее кощунством. К археологических раскопок в "святой земле" в Европе начали относиться толерантно только после сенсационной находки в 70-х годах XIX в. таблички с вавилонской легендой о всемирном потопе. Именно тогда и появился термин "библейская археология".

В 20-х годах XX в. французы П. Монте и М. Дюнан завершили раскопки Бібла, где они обнаружили развалины языческого храма, признаки влияния древнеегипетской культуры на финикийцев. Тогда же Кл. Ф. -А. Шеффер раскопал холм Рас-Шамра, под которым лежали руины древнего Угариту. Здесь было обнаружено царские дворцы и храмы, древнейший в мире алфавит. Археологи не обошли своим вниманием также бывшие финикийские колонии и фактории на территории Северной Африки, Испании, островов Средиземного моря. В конце 80-х годов они обнаружили на острове Сардиния финикийский некрополь середины i тыс. до н. э.

На территории Палестины основные археологические открытия осуществлен уже в нынешнем веке. Так, в начале XX в. английский археолог Г. А. С. Макалистер раскопал древний Хезер (современный Тель-Джезер), в некрополе которого обнаружил следы ритуальных детских захоронений (живыми младенцев по втискивали в кувшины с узким горлышком)*. К интересных археологических находок в Календарь следует отнести каменные столбы, в которых, по воображением семитов, жили боги (эти столбы называли вефиль, то есть "божий дом"). Вблизи этого города археологи обнаружили пещерные неолитические стоянки. Вскоре немецкие и английские археологи (Д. Гарстант и др.) раскопали одно из древнейших городов - Єрихон, в котором обнаружили остатки мощного стены, групповые захоронения (по 50-300 тел в могиле), местные и привозные ремесленные изделия и т.д. Кстати, Библия заверяет, что стены Єрихона упали от крика евреев и жутких звуков их военных дудок. Раскопки подтвердили, что стены эти действительно завалились, однако случилось это бедствие задолго до прихода в Палестину древних евреев, скорее всего - в результате сильного землетрясения. Археологическое изучение Єрихона продолжается. На протяжении последних двух десятилетий там обнаружены останки двух царских дворцов эпохи Второго храма с садами и десятком бассейнов. В 20-30-х годах американские ученые

раскопали Мегиддо, окруженное широким муром, и обнаружили в его подземельях около 200 изделий из слоновой кости. Тогда же было раскопано Бет-Шан, на воротах которого, как утверждается в Ветхом Завете, филистимляне повесили тело первого еврейского царя Саула. В Бет-Шани найдено древнеегипетские памятники, в том числе описания военных походов в Восточное Средиземноморье фараона Сети i И Рамсеса II. Специалисты провели археологические разведки также в Самарии и Єрусалимі - столицах Израильского и Иудейского царств. В Самарии они обнаружили городские стены, царский дворец, глиняные таблички с надписями IX в. до н. э., в Єрусалимі - могильники, защитную стену, подземный водопровод. Однако копали в Єрусалимі слишком осторожно, боясь повредить современные святыни. В 50-60-х годах в Хацорі и Арваді археологи раскопали руины древнего храма, немало культовых статуэток с надписями-посвящениями, поселения эпохи ранней бронзы и др.

На территории древней Сирии археологические поиски велись в еще более скромных масштабах. На протяжении 20-40-х годов XX века там было раскопано древние города который есть кадес (нынешний Тель Небе Менде), Катну (нынешний Тель Мішріфе), Хамат (нынешний Хама), Алалах (нынешний Тель Атчана). В 70-х годах итальянские археологи обнаружили северо сирийский город-государство Ебла, а в нем - большой архив клинописных документов середине III тыс. до н. э.

Относительно письменных источников по истории древнего Восточного Средиземноморья, то их вообще сохранилось совсем мало, еще меньше, чем археологических памятников. До нас дошли несколько царских надписей, документы с Амарнського архива, составленные накануне возникновения еврейского государства, семитские, хеттські и хурритські тексты с Угариту, памятники финикийской литературы (в переводе античных авторов), сообщение о східносередзем-номорські страны в летописях отдельных египетских фараонов, ассирийских и ново вавилонских царей, документах с Еблського архива. Историческая информация о Восточное Средиземноморье есть в трудах Филона Александрийского, Иосифа Флавия и других античных авторов.

Особое место среди письменных источников по истории древних народов Восточного Средиземноморья, прежде всего евреев, занимает ветхий Завет, историзм многих сюжетов которого в настоящее время не вызывает сомнений. Ядром Ветхого Завета являются первые пять его книг - Пятикнижия Моисея, однако богатейший исторический материал содержится в Книге Судців, четырех Книгах Царств, двух Книгах Параліпоменон (или Хроник), Книгах Ездры, Неемии, Пророков. Он проливает свет на хозяйственный уклад и общественные отношения восточно средиземноморских народов, их политическую историю, на уровень их общественно-политической мысли и т.д.

Исторический материал Ветхого Завета стоит того, чтобы его использовать в исторических исследованиях, нередко вообще уникальный. Все же утверждать о абсолютную достоверность библейских сюжетов не приходится, потому что историческая правда в них перемешана с мифами. Книги Ветхого Завета складывались в разные периоды истории, в них часто случаются анахронизмы. К тому же старозаветная традиция представляет историю народов в контексте еврейской истории и ощутимо грешит апологетичними тенденциями относительно исторического прошлого евреев и их религии, приписывает историческую судьбу отдельных староеврейских племен всем древним евреям. Научная проработка библейских исторических переводов осложняется также тем неприятным обстоятельством, что, по словам историка, проблемы библеистики "нередко используются с чисто пропагандистских целях, в которой мало общего с исторической наукой". Таким образом, обращаясь к Завет по исторической информации, его приходится предварительно подвергать научной критике, которая в этом случае сводится к отделению исторической правды от вымысла, идентификации библейских персонажей, выявление на современной карте соответствий библейским топонимам и т.д. Этим занимается отдельная наука - библиология.

У колыбели бібліології стояли в XVII-XVIII вв. голландский философ Бы. Спиноза и французский ученый-энциклопедист Же. Астрюк, которые обнаружили в библейском тексте немало противоречий. В XIX в. эту науку существенно обогатил немецкий востоковед Ю. Вельдхаузен, который, в частности, доказал, что т. н. "Закон Моисея" является совокупностью правовых норм различных эпох. Библиология, несомненно, смогла бы достичь еще более весомых успехов, если бы ряд исследователей старозаповітної традиции не пытался что угодно доказать правдивость каждого строки библейского текста.

Развития бібліології поспособствовало сенсационное нахождения в 1947 г. Кумранских рукописей (рукописей Мертвого моря) - выполненных на пергаменте и медных пластинках религиозных текстов, которые сохранили архаичную, на целое тысячелетие более древнюю за каноническую, редакцию Библии. Тексты Кум-рану в то же время изображают общественный строй и духовную культуру иудейской секты ессеїв, которая почему уединилась среди мертвых Кум-райских скал. К сожалению, введение в научный оборот части Кум райских рукописей почему затягивается, даже больше, ученые-католики, как об этом сообщала французская пресса, сумели "потерять" отдельные тексты.



Назад