Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Этногенез и ментальность населения


Установлено, что Восточное Средиземноморье было залюднене еще в палеолите, что на территориях Палестины и Сирии уже в VIH тыс. до н. э. существовали поселения земледельцев, причем иногда защищены мощными стенами (например, Єрихон). Но кто основал эти древние осідки? Ныне строителями этих поселений-крепостей чаще всего называют древних семитов. Мол, именно из Восточного Средиземноморья произошло расселение семитов в Передней Азии: восточных (аккадцев) - в Южной Месопотамии, южных (аравийцев и арабов) - на Аравийском полуострове, западные семиты (ханаанейці, амореї и арамеї) остались на родине - в стране Ханаан (Сирия и Палестина).

В западных семитов подселились во время своей миграции из Закавказья племена хурритів. Примерно в конце

III тыс. до н. э. на восточно средиземноморском побережье осели узкой полосой западно семитские племена финикийцев (этот этноним, что имеет иностранное происхождение, переводят как "темно-красные", он, таким образом, наверное, связанный со знаменитым финикийским пурпуром). Финикийцы сперва называли себя по имени родных городов, сідонцями, библ-исполнителями, арвадцями и т.п., а потом взяли самоназвание ханаанейці, которую одни исследователи считают производным от слова пурпур, другие - от древнееврейского слова хана, что означало "фанатик", "одержимый". Геродот сообщал, что предки финикийцев, якобы жили на побережье Эритрейского (Аравийского моря). Если это соответствовало действительности, то можно предположить, что с обжитых мест их согнал, скорее всего, сильное землетрясение.

В XVIII-XVI вв. до н. э. Палестина стала центром расселения кочевников-гиксосов, которые мигрировали в Египетского. Насчет древних евреев, то они осели в Палестине во второй половине II тыс. до н. э.

Этногенез древних евреев не выяснен. До недавнего времени преобладала гипотеза, согласно которой их предками были племена хапіру, в названии которых видели архаичную форму етноніму "еврей". Ныне хапіру чаще считают не этносом, а этнически неоднородной социальным слоем, изгоями-беглецами, движение которых напоминал бегство закрепощенных крестьян в казаки. Хапіру нанимались на службу к чужим обладателей, в начале XIV в. до н. э. немало их жило в хурригській государстве Амурру, которая возникла на пограничные Финикии и Сирии. Иностранцы называли жителей этого государства амореями, то есть "западниками", самоназвание же их было, кажется, сутії. Первый царь Амурру, желающий загребать жар чужими руками, подговорил хапіру восстать против египетского владычества в Восточном Средиземноморье. В результате этой авантюры хапіру под военным давлением Египта, пожалуй, растворились среди ханаанейського населения, царство же Амурру совсем пришел в упадок, а в XII в. до н. э. его вообще зітерла с исторической карты страшная нашествие морских народов.

Во второй половине ХНЕ в. до н. э. с Северной Месопотамии или, возможно, из аравийских степей в южные области Восточного Средиземноморья забрела немалая группа семитов, которых, вероятнее всего, прогнали с обжитых мест хурриты и кассити. Этим семитам выпали разные исторические судьбы: одни слились в пустыне с арамеями и арабами, другие (моавитяни и аммонитяни) осели в Зайорданні ли (едомітяни или идумеи) поселились южнее Мертвого моря. Однако несколько племен продолжили кочевую жизнь. За ними закрепилось название хаібрі ('ібрі), которая означала "те, что пришли из-за реки" или, возможно, происходила от некоего Евера. Ныне семітологи все больше склоняются к мысли, что именно ха-ібрі) а не хапіру были предками древних евреев и от них, а не от хапіру выводят этноним "еврей".

Следует отметить, что этнический состав древних евреев не был однородным. Они вплоть до закате своей древней истории практиковали смешанные браки, шо отчетливо зафиксировано в старозаповітній традиции: "И жили Сыны израилевы среди ханаенянина, хеттеев, аморреев, ферезеев, и евеев, и иевусеев. И брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их" (Суд. 3: 5-6).

В XII в. до н. э. на морской окраине Палестины, южнее Финикии, осели двое племен морских народов (или, как их называют сирийские источники, народов севера) - филистимляне и чакара. Эти индоевропейские племена основали там союз пяти городов (Газы, Ас кал б на, Аккарона, Пруди и Ашдбда). Этноним филистимлянин древние евреи произносили пелшитим, поэтому он дал название стране - Палестина. В образовании восточно средиземноморского населения принимали участие также египетский и месопотамський этносы.

Таким образом, этнический состав населения Восточного Средиземноморья в древности был крайне неоднородным, что рядом с замедленным социально-экономическим развитием региона стало препятствием для появления там сильных централизованных государств.

Какой была ментальность древних народов Восточного Средиземноморья?

Ключевой фигурой населения этого региона был торговец-семіт, что его известный английский этнограф Дж. Дж. Фрезер охарактеризовал следующим образом: "Гибкий, дальновидный и ловкий, он ни за что не откажется от возможности вернуть все в свою пользу, умеет добиваться своего не силой, а хитростью и не очень разборчив в средствах, всегда готов перехитрить и обмануть своего соперника". Древние греки не особенно жаловали финикийцам. Плутарх, например, считал их "мрачными, полными горечи людьми, кроткими обладателям, тиранічними по отношению к тем, кто от них зависел, жалкими в страхе, свирепыми, когда их трогают, устойчивыми в своих решениях и настолько ограниченными, что они неодобрительно относятся к любого юмора и доброты". Некоторые же авторы, наоборот, подчеркивали природный ум финикийцев.

Неоднозначно современники характеризовали также древних евреев, которые, по их мнению, имели сварливый нрав и, в отличие от финикийцев, плохо ладили со своими соседями. Неустанная борьба за свое этническое самосохранение в окружении более сильных соседей произвела на них сильное, чтобы не сказать болезненное, чувство своей этнической исключительности. Это чувство превратилось в древних евреев на религиозную тему и способствовало сохранению в них рудиментов родоплеменного уклада. Евреи считали себя особым народом, божьими избранниками и решительно противопоставляли себя всем другим народам. Как отмечает семітолог И. П. Вейнберг, то, что они связывали понятие мы с упорядоченным миром, а они - с миром неупорядоченным, признавали нас "настоящими людьми", а их - не-людьми или недочеловеками, порождало эгоцентризм, партикуляризм, постоянное восприятие их как врагов нас. Этот психологический стереотип воспринимался соседними народами как проявление беспримерного этнического чванства, высокомерия и, понятное дело, порождал у них иудеи фобию, причем порой настолько сильную, что древнееврейский историк Иосиф Флавий был вынужден написать специальную работу, в которой он развенчивал антисемитские выдумки древнеегипетского жреца-историка Манефона, александрийского лингвиста Апиона и других нелюбителей евреев.

Древние евреи придерживались строгой морали. Израильтянки, например, в отличие от ханаанских женщин, укутывали себя покрывалом от головы до пят, а при посторонних мужчинах и прикрывали лицо. Евреи были фанатично преданы своим племенным обычаям и традициям, особенно религиозным. Гекатей Абдерський уверял, что их невозможно было лишить их религиозных убеждений, за которые они "всегда готовы были пойти на любые муки и даже на лютую смерть".

Древний еврейство очень ідеалізувало древности, мечтали о возвращении золотого возраста. Именно этой характерной чертой Его ментальности семітологи объясняют феномен долголетия легендарных ветхозаветных патриархов, каждый из которых якобы прожил несколько сотен лет. Евреи, мол, считали, что поскольку древние времена были хорошие, то и тогдашняя людность жила хорошее, то есть очень долго.

7



Назад