Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Заселение Палестины древними евреями


Согласно старозаповітною традиции, предки древних евреев до своего прихода в страну Ханаан якобы попали со своими козами, овцами и ослами в Египетского. Там они славно множеством, однако наконец-концов вынуждены были бежать из египетской неволи, потому что фараоны переобтяжували их хозяйственными работами. Организовал эту побег Моисей, имя которого означает вождь. Через него на горе Синай (как раз на том месте, где позже вырос монастырь св. Екатерины) Бог заключил с беженцами завет (соглашение), пообещав им приют и свою опеку, если они в дальнейшем будут отдавать все свое религиозное горение только ему. Однако беженцам быстро наскучило вести праведную жизнь, и Бог наказал их за это, заставив на протяжении 40 лет скитаться в странствиях, прежде чем они попали к земле обетованной - Палестины.

Историки не уверены, что к своей миграции в Палестину евреи побывали в Єгипті, ведь факт остается фактом: египетские письменные источники ни словом не упоминают о пребывании евреев в этой стране и об их бегстве оттуда, археологи также оказались беспомощными в решении этого вопроса, сама старозаветная традиция освещает египетский плен евреев очень противоречиво. Поэтому историки в большинстве своем считают: если Египетского и стал временным убежищем для евреев, то лишь для немногих их племен. Церковные авторы, разумеется, считают эту старо-заветную рассказ вполне достоверной, хотя датируют выход по-разному: то концом XIII в. до н. э. (годы царствования фараона Мернептаха, в памятном надписи которого является единственная в староєгипетській традиции упоминание о Израиль), то еще серединой XV в. до н. э. (правления фараона Аменхотепа II).

До поселения в Палестине и образование своего государства старозаповітний союз 12-ти израильских племен на самом деле представлял собой ряд враждующих племенных групп, не объединенных между собой ни этнически, ни религиозно, каждая - со своей исторической судьбой. Племя Иуды, например, по словам историка, "скорее представляло собой оседлый род ханаанеїв, чем кочевников-арамеїв", и "слилось с израильским народом и стало похожим на него гораздо позже". Сам приход этих кочевников - семитов в Палестину состоялся несколькими волнами. Первые племена (ветхозаветные колена), возглавляемые выборными вождями-судьями, попали в Зайордання почти без помех, им легко удалось овладеть Єрихоном, который хранил верность египетским фараонам, и разрушить Бетел. Однако другие колени уже должны были принимать Зайордання с боями. Первыми пришли в Палестину израильские племена, поэтому они поселились в северных, земледельческих областях страны, иудеям же достался неземлеробський Юг.

Местные ханаанейці совершили евреям стойкое сопротивление, отраженный в библейском эпосе о Самсоне, Дебору и других еврейских героев. Характерно, что хотя еврейские колени и громили ханаанейські города, самых ханаанеїв они не вырезали, а слились с ними, потому что считали отдельные ханаанейські племена (моавитян, едомітян, аммонитян) своими родственниками. Расположен на неприступной скале Єрусалим (это название переводят как "пусть [Бог] установит мир") евреи сначала взять не смогли. В конце концов евреи и местное ханаанейське населения поладили между собой, потому что надо было защищаться против общего врага - двух племен морских народов, филистимлян и чакара, которые также поселились на окраине Палестины и в которых, в отличие от евреев, уже была железная оружие. Ожесточенная борьба между евреями и філістимлянами за Палестину отражена в библейской легенде про Давида и Голиафа.

Поселившись в Палестине, евреи быстро позаимствовали земледельческую культуру и торговые традиции ханаанейців. Они стали выращивать злаки, виноградную лозу и маслины. В них появились имущественное и социальное неравенство, рабовладение, родовая община изменилась территориальной, зародилась государственность. До построения своего государства еврейские колени на то время уже были готовы. Дело в том, что последние их вожди-судьи - Эли и Самуил - также были верховными жрецами, а поскольку жрецька должность считалась наследственной, то обязанности судей тоже стали наследственными.

Еврейские колени нередко конфликтовали между собой, заключали друг против друга политические союзы, возглавляемые вождями-судьями. Однако совместные торговые интересы и враждебное окружение требовали от них политического объединения, которое совершилось в XI в. н. э.



Назад