Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Государство Давида и Соломона


Первую обычно еврейское государство создал, как об этом узнаем из Библии, израильский обладатель - Саул, которого помазал на царство верховный жрец и судья Самуил. Саул созвал еврейское ополчения для борьбы с філістимлянами. Перед началом боя состоялся традиционный поединок между представителями воюющих сторон. На этот поединок филистимляне выставили вооруженного до зубов великана Голиафа, евреи же - вооруженного лишь пращой иудейского юноши Давида. Пока Голиаф пытался понять, почему этот непутевый муж решился выйти на верную смерть, изящный юноша попал камнем из пращи в его медный лоб... Филистимлян так потрясло неожиданное поражение Голиафа, что они бросились бежать. Эта неординарная победа над грозным врагом окрылила и сплотила еврейские колени. А вскоре иудеи также признали Саула своим царем. Так возникло, согласно старозаповітною традиции, Ізраїльсько-иудейское царство.

Саул взял несколько ханаанейських городов, отбил нападение кочевников, однако не справился с собственными подданными. Против него поднял мятеж, поддержанный иудеями, военачальник Давид - библейский победитель Голиафа. Вскоре первый еврейский царь и трое его сыновей погибли в бою с філістимлянами, причем не без помощи Давида, который перекинулся на сторону врага. Давид узурпировал царский трон, распространив через семь лет свою власть и на израильские колена.

В 995 г. до н. э. Давид овладел Єрусалимом и сделал его своей столицей. Он присоединил к столице гору Сион - и с тех пор до наших дней Єрусалим и гора Сион (их стали называть городом Давида), по словам историка, "были и остаются духовным (хотя и не всегда политическим) центром для основной массы еврейства". Постепенно Давид покорил остальные ханаанейських городов, а также распространил свою власть не за иорданские царства Едом, Моав и Аммон. Он создал царскую гвардию (кстати, не из евреев, а с филистимлян и критян), чиновничий аппарат, разделил страну на административные округа, с большими трудностями переписал и обложило налогом населения (евреи испытывали суеверный страх перед учетом людей и скота, способным якобы накликать беду). Чтобы сплотить свой народ, установить в стране мир и согласие, Давид соединил с племенным еврейским культом Яхве местные ханаанейські культы, повернул к столицы похищен в израильских племен філістимлянами ковчег завета - деревянный сундук, в которой, по убеждению евреев, поселился Бог их. Значение религии в политической жизни еврейских колен благодаря этой акции Давида еще более возросло, происходило сращивание религиозной системы с государственными структурами. В царствование Давида евреи монополизировали посредническую миссию в торговле между Вавилоном и финикийскими городами, Єгиптом и Малой Азией. Давид сохранил народное ополчение, однако начал формирование профессионального войска, к которому он вербовал воинов-чужаков (они нередко добровольно записывались в армию, чтобы получить право на поселение в Палестине).

После смерти Давида еврейский трон унаследовал его младший сын Соломон, который в борьбе за власть не остановился перед убийством родного брата. В царствование Соломона Ізраїльсько-Иудейское царство достигло пика в своем развитии.

Соломон воздвиг вокруг Єрусалима, Асор, Мегиддо, Гезера и других палестинских городов мощные стены, построил в столице (руками финикийских мастеров) величественный царский дворец и небольшой, украшенный ливанским кедром, медью, драгоценными камнями и золотсм храм богу Яхве, куда поместил ковчег завета. Єрусалим, таким образом, стал не только политическим, но и религиозной столицей евреев. Соломон позаботился о росте посреднической роли евреев в международной торговле, превратив в Мегиддо торгового посредника между Єгиптом и Азией. Он построил торговый флот, который раз в три года отплывал в составе флотилии финикийского царя Ахирама в аравийской страны Офир за золотом и экзотическими товарами. По данным, приведенным в Библии, золотые прииски Офир (недавно выяснено, что они содержались между Меккой и Мединой, в урочище Махдад-Дхахаб, название которого переводится как "золотая колыбель") дали обоим государям 31 тонну этого благородного металла (И Царь., 9, 26-28).

В царствование Соломона вырос международный авторитет еврейского государства. Соломон заключил выгодный союз с Єгиптом, женившись с египетской принцессой и получив за ней палестинское м. Хезер, переданное ему от филистимлян его тестем - фараоном Шешонком. Ізраїльсько-Иудейское царство, таким образом, получил выход к Средиземному морю. Еврейский царь завоевал соседнее княжество Эдом (греческое название - Ідумея). О Соломоне заговорили при царских дворах, к нему прибыла с визитом царица далекой аравийской страны Саввы.

Старозаповітний історіописець утверждал, что царица Савская направилась в неблизкий мир исключительно для того, чтобы испытать Соломона своими загадками (И Царь., 10,1-10). Так или иначе, а ее интригующий визит в Єрусалима хоть и не изменил ход мировой истории, все же не остался незамеченным. Во-первых, если верить легенде, Соломон сумел, не нарушая дворцового этикета, опровергнуть злую сплетню, будто в царицы Савской волосатые, как у козы, ноги. Во-вторых, через девять месяцев после его визита в царицы Савской родился сын, от которого вели свою родословную эфиопские императоры-негуси (последний негус Хайде Саласе И считался 225-м потомком сына Соломона и царицы Савской).

Библия, теша национальное самолюбие евреев, изображает Соломона самым богатым и самым мудрым из смертных: "И стал царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью. И вся земля хотела видеть Соломона, чтобы послушать мудрости, которую вложил Бог в сердце Его" (И Царь., 10, 23-24). Однако исторический Соломон был далек от такого идеала, ведь имел властную и легкомысленную нрав. Он купался в роскоши, транжирив государственные средства направо-налево, завел (видимо, чтобы соседние обладатели лопнули от зависти) огромный гарем (700 жен и 300 наложниц). Царское окружение, которое состояло почти исключительно из Соломоновых родственников, не мог пожаловаться на отсутствие аппетита - съедало ежегодно почти 12 млн. литров муки, 11 тыс. голов крупного рогатого скота и 36,5 тыс. мелкой, не считая "оленя, и сарны, и антилопы и откормленных птиц" (И Царь., 5, 1-3). Чтобы однажды прокормить что толпа, Соломон разделил земли Израиля на 12 округов, обязав их населения по очереди доставлять нужное количество продуктов царского двора. Своих соплеменников-иудеев он освободил от этого силы.

Как уже отмечалось, между древними евреями никогда не было согласия. До царствования Давида, по словам историка, "Израиль был сборищем племен, которые враждовали между собой", и только в конце его властвования "стали сильным и, как тогда казалось, единым народом". В результате непродуманной налоговой реформы Соломона, дискриминационной по израильтян, традиционная напряженность в отношениях между израильтянами и иудеями достигла критической черты - израильтяне, которых насчитывалось 500-700 тыс, то есть в 2-3 раза больше, чем иудеев, восстали. Соломон подавил это выступление, а вождь повстанцев Єровоам вынужден был спасаться бегством до Египта. Однако когда Соломон умер и царем стал его молодой, неопытный сын Стремления, израильтяне снова начали проявлять свое недовольство, причем и на этот раз их выступление возглавил Єровоам, которого поддерживал египетский фараон Шешонк. Израильские колена потребовали, чтобы царь восстановил в государстве справедливость, однако Ровоам прибег к угрозам, пообещав согнуть мятежников в бараний рог (И Царь., 12, 14). В ответ на этот амбициозный выпад израильтяне избрали своим царем Єровоама (925 г. до н. э.). Вскоре Єрусалим был полностью разграблен египетскими войсками. Ізраїльсько-иудейское царство окончательно распалось на два государства, причем политическим центром Иудейского царства остался Єрусалим, столицей же Израильского царства сначала стал Сихем, а около 875 г. до н. э. (за владычество Омри) - Самария. В обоих еврейских государствах сохранились заложены Давидом и Соломоном формы политического управления, однако в Иудее политическая обстановка была сравнительно стабильной, а в Израиле, наоборот, характеризовалась хаотичностью. Так, если в Иудейском царстве непрерывно воцарилась династия Давидидів, то за 230 лет существования Израильского царства там изменилось 9 династий, причем добрая половина израильских царей погиб насильственной смертью.

Почему древним евреям не удалось создать сильного государства? Среди причин быстрого распада Ізраїльсько-Иудейского царства историки чаще всего называют неодинаковость демографической ситуации в Израиле и Иудее, существенные различия в социально-экономическом развитии обоих регионов, различные географические условия для развития торговли в этих регионах (Иудея была удалена от торговых трактов).



Назад