Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Староєврейське общество после гибели Ізраїльсько-Иудейского царства


Населена израильтянами северная территория Палестины была зоной неіригаційного земледелия. В центральных областях страны развивалось виноградарство, а у Мертвого моря населения выращивало бальзам. В гористой, напівпустельній Иудеи преобладало скотоводство. Древние евреи были искусными кузнецами, ювелирами, гончарами, ткачами, причем их ремесленники, профессия которых, кажется, уже была наследственной, объединялись в свои организации. Особенно активно включились евреи, прежде всего израильтяне, в международную торговлю, на которой хорошо разбирались. Продавали на международном рынке масло, духи, промышленную древесину и т.д., сами же покупали у соседей (у египтян, арабов, финикийцев, жителей Месопотамии) золото, серебро, драгоценные камни, слоновую кость, одежды и другие предметы роскоши, которые всегда были в ціні. их торговля была почти на все сто процентов посреднической, то есть особенно прибыльной. Торговым эквивалентом у евреев, как и в вавилонців, служило серебро, которое принималось на вес.

Хозяйственные успехи и фортификационное строительство (ему больше всего внимания уделяли иудеи) способствовали урбанизации Палестины. Еврейские города в основном были небольшими (две-четыре тысячи жителей). Даже в столицах - Єрусалимі и Самарии - насчитывалось лишь по 10 тыс. горожан. Характерно, что в застройке иудейских городов имущественные контрасты горожан были менее заметными, чем израильских, что свидетельствовало о социально-экономическое отставание Иудеи от Израиля.

Земля в Израиле принадлежала царю, храмам и общинам. Общинная земля не подлежит отчуждению за пределы рода, внутри рода она регулярно перерозподілялася путем жеребьевки, что неизбежно приводило к поземельного расслоение общинников. В основном крестьянские хозяйства были мелкими, постепенно также состояла большая земельная собственность общинной верхушки.

Староєврейське общество было клановым, его основу составлял отцовский род. Родственники не только совместно владели землей, но и вместе отмечали религиозные праздники, имели родовое кладбище, были связаны традициями кровной мести и взаимопомощи. У евреев сложился мінорат - монопольное право младшего сына на отцовское наследство. Из патриархальных родов складывались колени, которые жили обособленно, к тому же нередко враждовали между собой.

Открывшейся в древнееврейском обществе возникло рабовладение. Существовало несколько категорий рабов: вечные - из числа инородцев-иноверцев (они вместе с общинниками отбывали трудовую повинность на государство, работали в царском хозяйстве), и временные - из числа евреев-единоверцев* что попали в долговую кабалу. Существовала также категория свободных, однако лишенных земельной собственности и гражданских прав чужаков (не евреев). Чужаки работали в царсько-храмовом хозяйстве, жили по найму или арендовали землю из части урожая.

Социального равенства не было даже среди евреев-единоверцев, что их пророк Єремія разделял на народ земли - основную массу трудового люда, и сановников - социальную элиту. Общественная верхушка владела обширными полями и виноградниками. Вместе с тем у евреев родовые связи оставались очень крепкими, знать не противопоставляла себя простому народу. Традиция взаимопомощи, совместная генеалогия и другие факторы семейной принадлежности реально объединяли и богатых, и бедных в единый клан, что не исключало социального расслоения внутри кланов. Особенно способствовала сохранению клановой структуры у евреев их принадлежность к одной религиозной общины. Характерно, что патриархальность быта проявлялась у израильтян менее выразительно, чем у иудеев, потому что, как уже отмечалось, уровень развития социально-экономических отношений в израильтян был выше, их община превращалась из родо-племенной на территориальную интенсивнее.

Отдельным общественным прослойкой у древних евреев было жречество, которое состояло из священников и левитов. Священники занимались жертвоприношениями, предсказанием, толкованием религиозных законов, выполняли судебные функции, левиты же в массе своей были храмовые певцами и стояли на иерархической лестнице ступенью ниже. Левиты составляли I2-то колено Леви, причем проживали не обособленно, а на территории остальных колен, то есть были межплеменной организацией. Они не имели земельной собственности, а жили по налогу, что собирался для них из других колен. Отношения между священниками и левитами не были дружескими, как не были они такими и между привилегированным столичным жречеством и периферийным духовенством. Прослойка еврейского духовенства количественно рос, особенно в Єрусалимі.

Семья у древних евреев, как почти везде на Древнем Востоке, была патриархальной. Еврейка принадлежала отцу или мужу, ей отводилась роль домашней прислуги. Жила она, по словам историка, "замкнуто, покорно, строго придерживаясь ветхозаветных законов". Неравноправном положению женщины в семье и обществе способствовал обычай левірату, согласно которому вдова могла выйти замуж во второй раз и в третий раз, но непременно в роду покойника-мужчину * - как правило, за одного из его младших братьев. Этот древний обычай достался цивилизованному обществу в наследство от родового строя, когда женщину покупали и она, таким образом, становилась собственностью мужа рода. О том, что еврейка считалась имуществом своего мужа, свидетельствует десятая библейская заповедь: "Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего" (2 Г., 20, 17). Еврейка не могла свидетельствовать в суде, даже молилась отдельно от мужа, который опасался, что не перекричит ее, а потому Бог не услышит его молитву. Смерть от женской руки считалась у евреев самым большим позором, старозаветная традиция приписывала ее злейшим врагам евреев - Олоферну, Сісарі и т.д. В утренней молитве еврей не забывал поблагодарить Бога, что тот не создал его животным или женщиной. Вместе с тем, когда евреям приходилось спасать своих соплеменников, похищенных с целью получения выкупа, они выкупали в первую очередь женщин.

Древнеиудейскому обществу была известна бытовая и сакральная проституция, о которой есть упоминания в Ветхом Завете. Так, в Книге Царей есть упоминания о домики в виде келий вблизи Иерусалимского храма, в них еврейки занимались платной проституцией в честь богини любви Астарты, которую Библия называет "гадостью сидонською" (2 цар., 23, 13).



Назад