Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Палестина под иноземным владычеством


Богатство староеврейских государств кололо глаза соседям. Ассирия, Халдейское царство, Персия, - делая вид ся до военного "аргумента", добивались от евреев, чтобы они поделились с ними своим богатством.

Ассирия с еврейскими государствами не церемонилась. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II захватил Самарию, пленил израильского царя Иосия, насильно переселил в найгниліші районы Северной Месопотамии 10 из 12-ти израильских колен, а их земли пораздавал вавилонским и арамейським колонистам. На чужбине израильтяне или вымерли от болотной лихорадки, или, что вероятнее всего, растворились в массе других ближневосточных народов. Из израильтян уцелело лишь немного самарян - народа, который образовался в результате ассимиляции с еврейством ассирийских переселенцев, которые так и не смогли полностью идентифицироваться с евреями. Самаряне впоследствии образовали свою особую, не иудейскую, религиозную общину. В настоящее время в г. Наблусе проживает несколько сотен евреев, которые считают себя потомками самарян.

На первых порах после гибели Ассирии политическая ситуация на Ближнем Востоке была такой скользкой, что население Иудеи, политическая жизнь которой продолжила гибели Израильского царства, не мог сориентироваться, на кого делать политическую ставку. Сначала в Заречье пришли войска фараона Шешонка (библейский Шушак, Сусакім), которые разгромили под Мегиддо иудейскую армию и ненадолго закрепились в Палестине. Однако в 605 г. до н. э. египтян разгромили под Каркемишем вавилонские легионы. Иудея стала колонией Нововавилонського царства. Когда царь Иоаким, неправильно зорієнтувавшися в международной обстановке, восстал против Вавилона, вавилонский царь Навуходоносор II ворвался в Єрусалим и до нитки ограбил его. Іоакіма он казнил, а царем Иудеи назначил Седекию. Около десяти тысяч иудеев Навуходоносор II насильно переселил в Вавилонии, часть же евреев направилась в Египетского. Вавилонский плен евреев, который длился почти полвека, начал, таким образом, еврейскую диаспору.

Библия так описывает этот первый акт трагедии евреев: "И вывел он (Навуходоносор II) весь Єрусалим, и всех князей, и все храброе войско, - десять тысяч было переселенных, - и всех плотников и кузнецов. Не осталось никого, кроме бедного народа земли... И всех военных, семь тысяч, и художников и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, - отвел царь вавилонский на поселение в Вавилон" (2 цар., 24, 14-16).

Вскоре Иудея снова восстала, причем Седекия даже отпустил на волю всех рабов, чтобы привлечь их к повстанческой армии. Однако Египетского, на военную помощь которого рассчитывал иудейский царь, не осмелился выступить против Вавилона - и ничто не помешало Навуходоносору II совершить акт трагедии. Вавилонские войска взяли Єрусалим в железные тиски блокады и едва не выморили его защитников голодом. В 586 г. они штурмом овладели столицей Иудеи. Навуходоносор II срыв стены Єрусалима, ограбил и разрушил иерусалимский храм - символ еврейской государственности, погнал в плен около 40 тыс. уцелевших горожан, а Седекии ослепил и сгноил в тюрьме. "Иудея осталась без власти и почти без прежнего населения; лишь немногие тех, кто спасся, укрылось и в разрушенных городах и горных пещерах".

Появление на исторической карте Персидской империи была на руку евреям. Персы отпустили их из вавилонского плена, позволили им отстроить Єрусалим и восстановить свою религиозную общину. Однако на разоренную родину, которая стала третьестепенным провинцией Персидского государства, вернулось лишь две трети иудеев, преимущественно бедных, те же, кто неплохо устроился на чужбине, не спешили записываться в патриоты.

В отстроенном Єрусалимі произошел политический переворот, вследствие которого там сложилась теократическое государство, что напоминало средневековый папский Рим. Чтобы предотвратить ассимиляцию евреев среди ближневосточных народов и, главное, сохранить свое элитарное положение в обществе, жрецы отстроенного в 515 г. до н. э. храма Яхве создали в Єрусалимі изолированную религиозную общину, начисто отгородив евреев от других ближневосточных народов. В середине V в. до н. э. жрец-чиновник Ездра, который привел из Месопотамии большую группу евреев, и, особенно, иерусалимский губернатор Неемия даже добились, чтобы евреи разорвали смешанные браки, причем не только с арабками, єгиптянками ли хеттаянками, но и с однокровними самарянками, которые чествовали не только бога Яхве, но и богиню Дубраву. Смешанные браки были в Иудее привычным явлением, поэтому жестокая реформа Ездры и Неемии принесла горе многим евреям, вызвала против них соседние народы. Евреи, таким образом, сохранились как народ и религиозная община, однако заплатили за свое самосохранение дорогую цену. В период Второго храма иудаизм стал господствующей религией в Иудее, причем религиозно-этические законы Моисея вскоре было распространено и на евреев диаспоры.



Назад