Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Религия


Религиозные представления ханаанейського населения были политеистические и в значительной степени заимствованы у населения Месопотамии (время перенимались не только культы, но и их названия). Имена угарито-финикийских богов, скорее всего, были табуированы, их боялись произносить и прибегали к абстрактных названий: Эль - бог, Элат - богиня, Ваал (Ваал) - обладатель, Ваалаф (Ваалат) - обладательница. Богов нередко изображали в человеческом облике, но чаще - в виде камня, каменного столба (этот символ должен, очевидно, фаллическое происхождения), камней, расположенных по кругу, груды камней, быка, теленка, львицы, гадюки, дерева (дуб, тамариск, пальма) или группы деревьев и т.д. их чествовали в храмах и на высотах (горы считались убежищем богов).

Каждое финикийский город имел свой пантеон, который отличался от других даже в том случае, когда они состояли из одних и тех же богов. В Сидоне, например, ушановувалася троица богов - отец, жена, сын: Баал Сідонський, Астарта и Бшмун, причем Астарта считалась богиней плодородия, а Ешмун - богом-целителем (наподобие греческого Асклепия) и богом растительности. Пантеон Tipa возглавлял бог грозы Мелькарт (тірський Ваал), компанию ему составляли Астарта (в Тире она считалась богиней войны) и Ешмун - опекун города. В Библии особую популярность приобрел культ Адониса (хотя миф о Адониса сохранился в греческом варианте, все же его восточное происхождение не вызывает сомнения). До мест, связанных с этим культом, ежегодно в конце лета организовывалось паломничество. Угаритская пантеон возглавлял бог Мутный - творец всего сущего. Главное место в этом пантеоне занимал бог-громовержец, бог умирающий и воскресаючий - Ваал, который вел космическую борьбу с Муту (бог смерти) и Ямму (бог морской стихии). Ближайшим соратником этого бога была его сестра Анита - богиня любви, наделен удивительной способностью любить и рожать без потери своего девичества. Вшановувалася жена Баала Асірата - праматерь богов. Существовал в Угариті также культ мертвых. Считалось, что покойник сохраняет свои семейные и общинные связи, постоянно находится в своем доме, поэтому его хоронили в дромосі, расположенном непосредственно под домом.

Финикия практиковала человеческие жертвоприношения (это делали также соседние Моав, Израиль и Сирия). Историки констатируют, что "ни в одной другой стране культ богов не достигал такой лютой жестокости, как в финикийских городах". Недаром имя ужасного финикийского бога Молоха стало символом пожирателе человеческих жизней (существует, правда, мнение, будто это имя - не что иное, как искаженное финикийский слово молх - название принесенной жертвы богу).

Насчет древних евреев, то они создали иудаизм, который послужил основой для христианства и ислама - двух мировых религий.

Вопреки постулату (он основывается на некритическом отношении к ветхозаветных преданий), что якобы евреи - исконные монотеїсти, они долго оставались язычниками и формировали свои религиозные представления в русле обычно семитского религиозно-мифологического мировоззрения. Так, евреи эпохи Патриархов исповедовали культы Элла, которого считали верховным божеством, Ашторет (Дубраву) - богини любви и плодородия, земледельческого бога Баала, умирающего и воскресаю чего бога Таммуза (заимствованный в шумеро-вавилонців культ Думузи). Молились они также Медному змею, небесному войску - Солнцу, Луне, звездам, расположенным на скачках каменным столбам - массебам, и деревьям - ашерам, ручьям и т.д. Важное место в их культовой практике занимал ритуал священного брака, который сопровождался дикими оргиями (именно через этот ритуал библейские пророки считали языческие культы блудом и развратом). Своим богам они составляли пожертвования, в том числе кровавые, потому что им представлялось, что пролитие крови связывает Бога и людей родственными связями. Практиковалось обрезание подростков (происхождение этого ритуала до сих пор не выяснено), а в особых случаях - принесение в жертву богам сыновей-первенцев, пока общественное мнение не ополчился против этого варварского ритуала.

Остаточные явления политеизма наблюдались у евреев даже в царствование Соломона, который соблюдал не только племенного бога Яхве, но и моавітянського, аммонітнського и сідонянського богов (им он построил в столице храмы).

Особое место в древнеиудейскому пантеоне занимал культ Яхве ("Сущий"), происхождение которого дискутируется в науке. Позднее имя этого бога табуювали, его стали произносить адонай - "Господь мой". В середине i тыс. до н. э. жрецы приобщили к согласных имя "Яхве" гласные, имеющиеся в слове адонай, в результате чего появилось новое имя - Иегова. К имени Яхве добавили эпитет цеваот, именно имя стали читать Яхве цеваот - "Яхве воинств". Так возникла новая формула - "Господь Саваоф". Постепенно вызревала идея о природный, неразрывный союз между Яхве и евреями. "Урожай был барометром религиозной согласия: щедрый сбор служил доказательством приверженности Яхве, недород и засуха воспринимались как религиозное унижение. Случалось, конечно, что Яхве был недоволен своим народом, сердился и наказывал, но рано или поздно он все же приходил израильтянам на помощь и освобождал их от врагов, насланных для того, чтобы испытать их".

Яхве начали воспринимать как бога нетерпимого, ревнивого и исключительного. Старым богам пришлось уступить ему место, их самих и связанный с ними ритуал, включая культ мертвых, стали считать "мерзостью для Яхве". В условиях нарастания в староеврейских государствах мощного общественно-политического движения, направленного на защиту крестьянства, против возможности чиновников и аристократов, его активисты при поддержке царской власти добились централизации культа Яхве, провозгласили Яхве единым богом Израиля, даже вселенским богом. Эти усилия проводников иудаизма было проведено в жизнь благодаря реформе в религиозной и социальной сферах иудейского царя Иосии (621 г. до н. э.). Монотеизм победил путем слияния двух культов - Яхве и Эла. Яхве взял себе черты Эла, в результате чего возник обобщающий образ Яхве-Элохим ("Яхве-Бог"). Другие племенные культы решительно отвергались, их храмы были разрушены, жрецов физически уничтожены. Особенно властно заявило о себе иудаистское единобожия после вавилонского плена евреев.

Следует отметить, что евреи не были пионерами монотеизма, ведь задолго до них попытался осуществить монотеистическую реформу в Єгипті фараон Аменхотеп IV (Ехна-тон). Однако Ехнатонова реформа была лишь эпизодом в религиозной жизни египтян, евреи же не просто провозгласили монотеизм, но и надежно его закріпили. их успехи в обновлении духовной жизни объяснялись монопольным положением жрецов храма Иерусалимского и предоставленной им поддержкой государственной власти, заинтересованного в победе над местным сепаратизмом.

В период диаспоры религиозная жизнь евреев изменилось до неузнаваемости. Так, появились синагоги ("собрание", "сходки") - в то же время молитвенные дома и центры общественной жизни евреев. В синагогах молились и читали священное писание (приносить пожертвования богу, за незыблемой традиции иудаизма, можно было только в Иерусалимском храме). Усилился взаимовлияние еврейской религии и эллинистических религиозно-философских систем, возникли синкретические вероучения (теология Филона Александрийского, гностицизм), которые имели влияние на христианство. Религиозная самоизоляция евреев ослабела, в иудаизм наворачивались также не-евреи (прозелитизм). Появилась и распространилась мессианская идея - стержневая в христианстве. С появлением учение о мессии родилась идея о приходе царства Божьего на земле, о конце мира, о воскресении мертвых и посмертное воздаяние по делам человека. В иудаизме возник ряд религиозных сект: стойких в религиозной ортодоксии саддукеев, демагогов, книжников, сторонников показной набожности - фарисеев, адептов подвижничества и аскетизма, врагов обрядности - ессеев. Жизнь, таким образом, брало свое.



Назад