Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Литература


О угарито-финикийскую литературу, памятники которой сохранили лишь в греческом переводе, к сожалению, известно мало. Она не сводилась к простых египетских и вавилонских сюжетных заимствований. Основными ЕЕ жанрами были мифология и эпос.

Центральными персонажами угарито-финикийских мифов были бог растительности Алійон, бог смерти Муту (Мот) и богиня Анат, которую евреи в религиозных реформ VII-V вв. до н. э. считали женой бога Яхве и которую в Угариті "выдали замуж" за Алійона. Нашлось место в этой мифологии также для бога-страдальца Баала, которого впорядники Ветхого Завета превратили в символ зла. Среди героических сюжетов угарито-финикийской литературы привлекают внимание рассказа о походе богатыря Керета в Южную Палестину за невестой, о Данеля, юный сын которого, Акхат, стал жертвой коварной и мстительной богини Анат.

Гораздо лучше сохранились памятники древнееврейской литературы - благодаря включению почти всех их ветхо-заветного канона.

Древнейшей формой литературы древних евреев был народный фольклор, частично включен в Библии. Это - поговорки, пословицы, анекдоты, героические сказания (прозаические и стихотворные) о Дебору, которая возглавила борьбу израильских племен с ханаанейцями (одолела их полководца Сісару), о могущественном Самсона, который запросто уничтожал ослиным челюстью тысячи врагов или нес на своих плечах городские ворота, однако оказался бессильным перед происками своей любовницы - Далилы (существует предположение, что в основу рассказов о Самсоне - это имя, кстати, означает солнышко - было положено солярный миф).

Составляли древние евреи также басни о мудрых зверей (ослица Валаама), о дерева, способны выбирать себе царя, про другие растения. Популярным литературным жанром были в них притчи о трудолюбивых людей и добропорядочных женщин.

Очень древнее происхождение имеет еврейская любовная лирика, настоящим шедевром которой считают "Песню песней", - по мнению И. М. Дьяконова, - "сборник песен, которые исполнялись на свадьбах, а не единственное произведение, поэму или драматическое действо, как нередко ее пытались и до сих пор еще пытаются толковать". Эта литературный памятник, отдельные сюжеты которой отражаются первоначальной эротикой, поражает искренностью чувств, непосредственностью, художественным совершенством. Вот как описано в ней приход весны:

Встань, моя милая, прекрасная, выйди,

потому что прошлая зима,

дожди кончились и отошли,

цветами земля расцвела,

время птичьих песен пришло,

голос горлицы слышен в нашем краю,

наливаются смоквы на смоковницы,

виноградная лоза духмяніє, -

встань, моя милая, прекрасная, выйди! Моя горлице в горном ущелье,

под прикрытием уступов, - Дай увидеть твое лицо,

дай услышать голос твой, Потому что голос твой сладок,

лицо твое прекрасное!

Любовь между юношей и девушкой* подается в "Песни песней" как самая большая ценность, рядом с которой все сокровища мира - ничто:

И не могут большие воды погасить любовь,

рекам его не затопить, - Кто цене состояния своего захочет купить любовь,

тот осквернена.

Развитие еврейского государства, сложные социальные, политические и идеологические процессы в ней повлияли на художественную словесность древних евреев эпохи Первого храма, в которой прослеживаются параллели с египетской и вавилонской поэтикой. В Палестине благодаря таланту пророков расцвело ораторское искусство. Литературоведы отмечают, что "книги пророков является одним из наиболее самобытных и важнейших жанров древнееврейской литературы; без них эта литература имела бы другой вид". Появились исторические сказания о деяния судей и царей, у которых сильные мира сего изображались, кстати, не только розовыми красками.

Развивалась духовная поэзия - гимны (псалмы), авторство которых позже приписали царю Давиду, состояли сказания о патриархов, мифы (о создании мира, всемирный потоп и т.п.).

Во время и после вавилонского плена евреев жрецы кодифицировали литературные памятники, подвергнув их теологической обработке. Однако литературное творчество евреев эпохи Второго храма не свелась к простой переработки старых сюжетов, появились и новые литературные произведения, в том числе патриотические "Книга Эстер" и "Книга Даниила".

В VI-III вв. до н. э. Староеврейская литература обогатилась выдающимися философскими произведениями - "Книга Иова" и "Книга Экклесиаст". "Книга Иова" рассказывала "о страшный опыт споры человека с Богом, опыт одиночества среди людей и разлада с самим собой", а "Книга Экклесиаст" с глубоким пессимизмом проповедовала мнение о невозможности познать мир, что его она трактовала как бесполезный и бесполезное круговорот:

Суета сует, - сказал Проповедник, - суета

сует, все суета. Какая польза человеку из всех ее трудов, над чем

работает он под солнцем? Род проходит и род приходит, а земля

остается навек. Восходит солнце и заходит солнце, и на место

свое спешит, Чтобы там снова сойти; Бежит на юг, кружеляє на север,

кружеляє в беге своем ветер, И на круги свои возвращается ветер; Бегут все реки в море, а море не

переполнится, К месту, куда реки бегут, - Туда они продолжают бежать... Что было, то же самое будет, и что творилось,

то и творится, И нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о нечто: взгляни, вот

новость!

А уже было оно в веках, что прошли до нас.

Ничтожной суетою "Книга Экклесиаст" называла даже тягу к знаниям, ведь "с великой мудрости встает и великая скорбь, и тот, кто умножает знания, умножает печаль... вместе с дураком и о мудром не вспомнят век".

Примечательным литературным явлением в древних евреев стало также собрание пословиц и афоризмов - "Книги притчей Соломоновых".

УИ в. до н. э. в еврейской литературе появились ростки талмудійного направлении, который расцвел уже в средневековую эпоху. Он использовал ветхозаповітні поэтические образы, однако до неузнаваемости перелицевал их. "В Талмуде совсем выветрились бывшие непосредственность и простота, ощущались равнодушие к природе, преклонение перед книжной мудростью и страсть к юридического крючкотворства".

Крупнейшим литературным наследием древних евреев считается создание художественной прозы и жанра коротких повестей, связанных с еврейской историей ("Книга Руты", "Книга Есфирь", "Книга Юдиты" и "Книга Товия").

Староеврейская литература в ее библейском предании повлиял на творчество многих писателей и художников средневековья и нового времени. К ЕЕ идей и сюжетов обращались Т. Шевченко, Леся Украинка, И. Франко, О. Пушкин, О. Куприн, Дж. Байрон, С. Біркк, Т. Гарт, Я. Райнис, Т. Манн и др.



Назад