Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Искусство, музыка


О искусство Восточного Средиземноморья в древности много говорить не приходится. Оно возникло давно (древнейшие его достопримечательности глиняные женские фигурки датируются концом VI - началом V тыс. до н. э.), но особых вершин не достиг. Тамошняя глиптика, например, во всех отношениях очень уступала шумерской. Наибольшие успехи имели металл в пластика (резьба по металлу) и изделия из слоновой кости. Однако даже в этих способах художественного самовыражения чувствовалось сильное влияние хурритських, средиземноморских, египетских и переднеазиатских мотивов. Впрочем, лучшие финикийские художественные изделия отличались виртуозностью исполнения, поскольку предназначались на экспорт или выполнялись на заказ.

Архитектурные сооружения сирійсько-финикийского региона сводились преимущественно из кирпича-сырца, однако в них использовались также камень и дерево.

По искусства древних евреев, то оно выглядело провинциальным даже на фоне не особенно "столичного" искусства финикийцев и арамеїв. Самые древние израильтяне фактически не имели ни своей архитектуры, ни изобразительного искусства (почти полное отсутствие последнего в значительной степени была вызвана существованием табу на изображение израильского бога). Храмовое строительство в еврейской столице велось руками финикийских мастеров.

Другое дело - музыка, которая стала неотъемлемой частью культурной, общественной и религиозной жизни восточно средиземноморских народов. Звуками "меди звенящей", "бубна жужжащего", цимбал, гуслей наполняли эти народы свой досуг, сопровождали ритуальные действа, радовали своих обладателей, причем музыка в основном сопровождалась пением и танцами. Исполнительское мастерство их музыкантов, их музыкальные инструменты имели большую популярность у народов всего Средиземноморья, без их участия редко обходились свадьбы, похороны, культовые обряды. Пронзительные звуки "горнов из бараньих рогов" звали евреев на военные подвиги.



Назад