Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Политическое устройство


Південноаравійські племенные союзы стали в начале И тыс. - до н. э. примитивными государствами: Маїн, Саба, Катабан, Аусан, Хадрамаут. В них не произошло радикальной ломки родоплеменных политических институтов, которые приспособились к новым условиям классового общества.

С особенностями политического устройства этих государств познакомимся на примере Сабейського царства. Общество "золотой Саби" состояло из шести "племен", трое из которых были привилегированными, а остальные - подчиненными. Племенами руководили кабиры - вожди (представители знатного рода). Кабиры образовывали коллегиальный орган управления. В "племенах", возможно, существовали и совета старейшин. Важными должностными лицами были епоніми, которые выполняли жреческие обязанности, осуществляли астрономические, астрологические и календарные наблюдения. За годы их пребывания на должности велось официальное датировки, летоисчисление. Эпонимов выбирали из представителей знатных родов привилегированных "племен" на определенный срок. Верховная исполнительная власть находилась в руках мукаррібів, должность которых была наследственной. В мирное время мукарріби занимались хозяйственными проблемами, выполняли сакральные функции (организовывали жертвоприношения, ритуальные трапезы и т.п.), выдавали государственные законы и указы, а в военное - нередко руководили ополчением и на определенный срок доставали царский титул (малик). Власть мукаррібів росла, и фактически переросла в конце i тыс. до н. э. в царскую.

Высшая государственная власть в Сабейському царстве принадлежала совету старейшин, к которой входили мукарріби и представители всех шести сабейських "племен" (при этом подчиненные "племена" довольствовались півнормовим представительством). Совет старейшин выполняла сакральные, законодательные, судебные и административно-хозяйственные функции.

Постепенно рядом с разделением на "племена" в юго аравийских государствах появился и территориально-административное деление. Города (она были небольшими) с пригородными зонами становились самоуправними. Человечество, таким образом, входила в то же время и в племенное объединение и в состав территориально-административного округа.



Назад