Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Культура и религия


Население Южной Аравии создало на базе финикийского или лротосінайського алфавитов азбучная систему письма из 29 букв. Подобное письмо создали на базе арамейского алфавита (образовался из финикийского) также набатеї Северо-Западной Аравии.

Сложилась в Древней Аравии и монументальная каменная архитектура. Города вырастали на искусственных холмах прямоугольными в плане, их окружали мощные защитные стены с тщательно пригнанных друг к другу каменных глыб. Вдоль оборонительной стены возвышались квадратные башни. Иногда город монтировали в скалу. Такой была, например, замечательная набатейская Петра ("Скала"), храмы и гробницы которой мастера-строители вырубили в красных скалах.

Скульпторы производили из золота, бронзы, алебастра, глины изображения людей и животных, руководствуясь при этом определенным каноном. В Аравии с давних давен выполнялись наскальные изображения, розмальовувався (в основном, геометрическим орнаментом) посуду.

Религия Древней Аравии была политеистической, причем единого пантеона в ней не существовало. У жителей Южной Аравии наиболее распространенными были давньосемітський культ Астара (верховный бог в сабеїв) и лунный культ Алмаках. Алмаках в "золотой Саби" постепенно вытеснил других богов. Такая централизация культа способствовала более позднем наверненню аравийцев в иудаизм и христианство. Чествовались в Южной Аравии также боги неба, солнца, другие астральные культы. Набатеї Северо-Западной Аравии имели по верховного бога Душару - "властелина гряды гор". Чествовали они и других богов (громовержца, творца мира, бога войны, бог умирающей и оживаючої природы, покровителя царской власти и т.п.).

Разумеется, среди небожителей Аравии существовали и женские культы, однако в тамошней системе религиозно-мифологических представлений они находились на третьих ролях.

Південноаравійці совершал ритуал в специальных храмах, население же Северо-Западной Аравии использовала с этой целью т. н. высоты: святилища на холмах и высотах, устроенные под открытым небом (они считались в то же время и жилищем богов и самими богами).

В начале новой эры контакты Аравии с ближневосточным, античным и византийским мирами привели к важным изменениям в религиозной жизни населения. Часть аравийцев перешла в иудаизм, часть - в христианскую веру, в том числе в ее еретические формы - арианство, монофизитство, несторианство и т.д. Случилось это в первой половине i тыс. н. э. Обращения в чужую веру могло обернуться для населения полуострова потерей политической независимости, привести к засилью иностранщины. Сразу отметим, что такой беды не случилось. Постепенно в духовной жизни Аравии победила идея единства тамошнего люда и противостояние іноземщині. Так в VII в. появился аравийский феномен - исламская религия.



Назад