Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Состояние источниковой базы, археологическое изучение территории Ирана


Источники по истории Древнего Ирана делятся на три основные группы: письменные памятники, археологические источники и сообщение - о давньоіранські государства в Библии и трудах античных авторов. История страны отражена в них неравномерно.

О древнейшей иранское государство Элам, что возникла в Юго-Западном Иране, источники рассказывают мало. Большинство выявленных еламських текстов представляют собой однообразные надписи-посвящения, к тому же эламский язык по сравнению с другими древними языками худшее дешифрована. Самыми ценными для еламістики есть три сотни табличек из царского хозяйственного архива в Сузах, которые проливают свет на последний период существования Еламської государства. О повседневной жизни еламців рассказывают изображения на печатях. Ценные сообщение о Елам есть в шумерских, вавилонских и ассирийских текстах, о нем встречаются упоминания в Библии (Пятикнижия Моисея, Книга Даниила и т.п.). Археологическое исследование территории Которому велось в очень скромных масштабах.

Еще хуже отражена в письменных источниках история Мидии. Отдельные сообщения о ней есть в иностранных текстах, прежде всего ассирийских и вавилонских, причем их содержание часто тенденциозный. Есть информация о Мидию (к сожалению, сомнительной достоверности) также в Библии. С античных авторов писали о Мидию Ктесий Кнідський, Ксенофонт, Полибий и, особенно, Геродот (собранный им материал нередко базировался на устных розпитуваннях, поэтому требует тщательной научной критики).

Наиболее полно отражена в источниках история ахеменидского Ирана (Персии). О ней рассказывают свыше 200 тримовних царских надписей (Бехістунський и Перс-польский Дария И, Сузькі Дария И Ксеркса и др.), исторические хроники, царские указы и распоряжения чиновников-сатрапов, инструкции относительно управления имениями вельмож, судебные акты, хозяйственные документы, епістолярії

Ценным историческим источником священные книги зороастрийцев под общим названием "Авеста". Особенно важное значение имеет текст "Авесты" для исследования религии И культуры самих иранцев, религиозно-мифологического мировоззрения, обычаев и обрядов обычно арийской сообщества. Рассказывает "Авеста" также социальную и политическую историю Древнего Ирана, хотя в этом случае к ней следует подходить особенно критично, потому что неизвестно, где и когда она появилась на свет.

Фрагменты "Авесты" попали в книгохранилище Оксфордского университета в начале XVIII ст., однако тогда их еще не умели читать. Во второй половине XVIII в. загорелся желанием переложить "Авесту" на европейский язык молодой французский востоковед Анкетиль Дюперрон. На протяжении семи лет он изучал персидский язык, еще девять лет ушло на перевод "Авесты" на французском языке, который увидел свет в 1771 г. Ученый назвал священные книги зороастрийцев "Зенд-Авестою" (на самом деле "Зенд" не является собственным именем, а значит "объяснение", "комментарий"), ныне іраністи называют их просто "Авестою", а язык, на котором они написаны, - авестійською.

Французский перевод "Авесты" ученый мир поначалу воспринял с недоверием, Анкетіля Дюперрона публично обвиняли в шарлатанстве.

Однако в конце концов научный подвиг французского ученого было по достоинству оценено.

История ахеменидского Ирана отражена также в более чем двух тысячах еламських документов (их условно назвали "табличками крепостной стены"), аккадських, арамейских и демотичних текстах. Об отдельные события иранской прошлого, связанные с историей древних евреев, рассказывает Библия (Книги Исаии, Аггея, Даниила, Ездрита Неемия, Есфирь).

Немало писали о дипломатическую и военную историю Персии древние греки, но персы были завоевателями их родины, поэтому греческие авторы относились к ним предвзято. Первыми описали ахеменідський Иран ионийские логографи VI-V вв. до н. э. Гекатей из Милета, Харон из Лампсака, Дионисий Мілетськийта др. Наиболее докладной объективно осветил историю греко-персидских войн и придворное жизни Ахеменидов Геродот. Персидский материал присутствует также в работах Ктесия Кнідського, Фукидид, Ксенофонга, Дінона из Колофона, Плутарха, Страбона, Диодора Сицилийского, Арістобула, Птолемея, Онесикріта, Неарха, Арріана, Курція Руфа и т.д.

Археологические находки в Иране стоят убогими на фоне сенсационных археологических открытий в Нільській долине и Месопотамии, однако и они существенно обогащают наши знания о давньоіранську историю и культуру.

Археологическое исследование Ирана начало в середине 80-х годов XIX в. французское супругов Дьйолафуа - Марсель и Жанна, которые раскопали под 40-метровым глиняным холмом руины еламської столицы Сузы, где нашли дворец царя Артаксеркса, большие мозаичные панно {Львиный и Стрелковый фризы), несколько величественных колонн, выполненных в "имперском стиле", государственную печать Ахеменидов. Другие французские археологи продолжали раскопки Суз с небольшими перерывами на протяжении всего XX ст.

В 50-60-х годах XX века археологи США и Ирана раскопали на территории Древнего Елама священный город еламців Дур-Унташ (современный Чога-Замбіль), где возвышался оригинальный храм-зиккурат, следы древнейшего ("доисторического") Елама, а в 70-х годах - древний Аншан (неподалеку от Шираза).

На территории Мидии археологов больше всего интересовала ее столица Екбатани, которую позже персидские цари превратили в свою летнюю резиденцию. В середине 70-х годов XX века там было раскопано храм богини Анахіти. Однако широкомасштабных раскопок в Екбатанах не велось, потому что на ее руинах ныне находится г. Хамадан. Ценной находкой в Мидии после второй мировой войны считаются Луристанські бронзы - многочисленные культовые И бытовые предметы, детали конской сбруи и т.д. В начале 60-х годов археологи раскопали царский некрополь Марлик, в полсотни могил которого обнаружили украшения из золота, керамические культовые статуэтки, золотая и серебряная посуда, украшенный изображением животных и монстров. Еще ранее американские ученые начали раскапывать 25-метровый холм Хасанлу, под которым проявили к исламское поселения. Английские археологи раскопали два мідійські поселения - Даба Джан-тепе (в нем обнаружены остатки крепости, разрушенной, пожалуй, ассирийцами, немало разрисованного посуды и т.п.) и Нуш-и Джан-тепе (раскопаны руины мідійської крепости, двух мидийских храмов).

На территории Персии археологи уделили особое внимание раскопкам двух ахеменідських столиц - Персеполя и Пасаргад. Руины Персеполя начал раскапывать еще в 70-х годах XIX в. иранский губернатор, по велению которого рабочие расчистили тронную залу Ахеменидов. В 30-х годах XX в. экспедиция Чикагского университета откопала помещения, что его условно назвали "гаремом Ксеркс", восточные лестницы ападани (парадной залы), расчистила знаменитые Ворота Всех стран, часть тронного портала. После Второй мировой войны раскопки в Персеполі продолжили французские археологи, которые одновременно совершили там масштабные реставрационные работы. Археологическое исследование Персеполя уже завершено.

Раскопки Пасаргад - места коронации персидских царей - начали в 30-х годах ученые Чикагского университета, а в 60-х их продолжили археологи Британского института. В Пасаргадах, по соседству с Персеполем, сохранились дворец и мавзолей основателя Персидского государства Кира II Великого, храм огня. В 1947 г. в Северо-Западном Иране, к юго-востоку от оз. Урмия было случайно найдено багатюший сокровище, что его назвали сокровищем с Зівіє и Саккизьким сокровищем. Это были 1162 золотые и серебряные женские украшения, спрятанные их обладательницей, видимо, при приближении армии Александра Македонского. Немало вещей из этого клада разошлось по частных и музейных коллекциях за пределами Ирана, часть хранится в Археологическом музее в Тегеране.



Назад