Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Этногенез и ментальность населения


Древнейшее - еще в VIII тыс. до н. э. - была заселена территория Елама. Происхождение коренного населения юго-западной территории Ирана дискутируется в науке, его родство с другими этносами, родство его языка с другими языками давности еще не установлено. Іраністи чаще всего считают еламців еламцями, то есть этническим феноменом, однако при этом допускают определенные родственные связи части их с дравідійськими племенами Белуджистана ли юга Индии или с горными племенами неіндоєвропейців-лулубеїв (проживали южнее озера Урмия). Еламці, вероятнее всего, были этнически неоднородными. На Стрелковом панно в Сузах художник четко изобразил представителей трех рас: светлокожих персов, людей с коричневой и темной, почти черной кожей. Темнокожими (все же не негроїдами), видимо, были еламці из равнинных областей страны. Елам эти в с гор Угроза, которые разрушили Царство Шумера и Аккада, іраністи в основном отождествляют с племенами субареїв - коренным населением севера Ассирии.

Соседи не прониклись симпатиями к еламців, считали их уродливыми, нецивилизованными, причіпливими, жадными, извращены и, к тому же, злостивими. Причиной такого отношения к еламців было, пожалуй, то, что иностранцы просто-напросто опасались их. Впрочем, и современные исследователи, как правило, не скрывают своего отвращения к еламців - людей, по их мнению, резких, грубых, жестких, слишком здравомыслящих и деловых, мрачных, лишенных чувства юмора. Еламіст же В. Хинц дипломатично заметил, что этот древний народ "остается для нас непроникливо-загадочным".

На территории Мидии и Персии основным населением были ірано языковые мідійці и персы, которые начали заселять страну около 1000р. до н. э. и дали ей название "Арьянам" - "Страна ариев".

Откуда взялся этот этнический субстрат, родственный индо арийцами севере Индии?

В глубокой древности на широких просторах Євразії сложился мощный племенной союз индоевропейцев, который сыграл важную роль в создании древних цивилизаций Ирана, Средней Азии и Индии. В конце IV - начале ЕЕ тыс. до н. э. он начал распадаться. Греки и фракийцы, отделившись от него, поселились на Балканах, хетти и хурриты - в Малой Азии и на севере Месопотамии, италики - на Апеннинском полуострове, кельты и германцы - в Центральной и Северной Европе, предки нынешних литовцев и латышей - в лесах Прибалтики, славяне - в Восточной Европе. В середине II тыс. до н. э. от индоевропейского союза племен отделились и иранцы и индо арии, исторические пути которых разошлись.

Современные исследователи уже не сомневаются в том, что в индоиранцев, то есть в иранцев и индоариев, была прародина, однако еще не могут локализовать ее на карте.

Раскрыть тайну происхождения индоевропейского племенного союза, а следовательно и ираноязычных мідійців и персов, ученые пытаются еще с прошлого века. Так, в середине

XIX в. появилась научная гипотеза о азиатское происхождение носителей индоевропейского праязыка, которая локалізувала их прародину территорией между Гіндукушем, Амудар'єю и Каспийским морем. Вскоре было высказано мнение, что истоки индоевропейской культуры следует искать в Северном Причерноморье. В конце XIX - начале

XX в. индийский ученый Бы. Г. Тілак, опираясь на модную тогда концепцию о арктическое происхождения человека и на тот факт, что в индоевропейскому эпохе существуют упоминания о арктические явления природы (созвездие арктических широт, северное сияние, полярная ночь и полярный день и т.п.), попытался доказать миграцию индоиранцев с Северной Сибири. Ученый проигнорировал то обстоятельство, что индоевропейцы могли позаимствовать арктические сюжеты от своих северных соседей - фінно-угорских народов, которые сначала жили в Приуралье и Волго-Каме районе, а в III-II тыс. до н. э. мигрировали на север и запад вплоть до Балтики. Тогда же ряд ученых назвал колыбелью индоевропейской культуры Северную и Центральную Европу, предоставив этой концепции расистского окраску. Апологеты этой концепции опирались на тот факт, что в индоевропейской праязыке существовало слово "лосось" - название рыбы, которая водится только в североевропейских морях.

В фашистской Германии эту научную гипотезу был превращен в орудие нацистской пропаганды. Тогдашние немецкие историки провозгласили немцев единственными и прямыми потомками индоевропейцев-ариев. Использовав спорное утверждение римского историка Тацита о якобы полную этническую изоляцию древних германцев, которые жили в дремучих лесах и не имели выхода к морю, а потому, мол, не имели связей с соседями и сохранили чистоту своей крови, идеологи "третьего рейха" провозгласили немцев "арійсько-нордійською" расой, твердили об их расовое превосходство над соседними, прежде всего славянскими, народами. Ученые-антифашисты, понятное дело, решительно и аргументированно опровергали эти нацистские спекуляции вокруг арийской проблемы, доказывали несостоятельность концепции первобытное расселения индоевропейцев в Северной и Центральной Европе.

После Второй мировой войны историки обычно называют прародиной индоевропейцев территорию Средней, Передней и Центральной Азии. В советской историографии истоки индоевропейской культуры чаще всего связывали с Балкано-Карпатскому региону или с Юго-Русскими (Евразийскими) степями (эта гипотеза не объясняет наличии индоевропейских следов в Северном

10

Причерноморье и Передней Азии), или с территорией Южного Кавказа, Северной Месопотамии и Восточной Анатолии, или, наконец, с территорией вокруг Черного моря (т. н. циркумпонтійська концепция).

Следовательно, происхождение иранцев и других индоевропейских народов все еще остается волнующей загадкой истории.

В Западном Иране, кроме мідійців и персов, проживал ряд местных этносов -- кассити, лулубеї, хурриты и т.д. Они принадлежали к разным языковым семьям.

Древние иранцы, как это следует из сообщений античных авторов, имели более мягкий характер, чем еламці. Персы были даже несколько сентиментальным, хотя при этом они жестоко обращались с больными и инвалидами. Геродот уверял, что в их сознании прочно укоренился зоро-астрійський культ правды; обманывать в них считалось самым большим позором, в связи с чем общественное мнение осуждала заимствования, поскольку должник "зачастую может солгать" (История, И, 138). Персам не были свойственны высокомерие, этническое чванство, они легко заимствовали чужие обычаи и традиции (скажем, носили мідійський одежда, а на войне - египетские доспехи), причем особенно любили иностранные развлечения. Более всего ценили отвагу в бою и многодетность в семье (особенно, когда рождались сыновья).



Назад