Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Древний Елам


История Древнего Ирана четко делится на следующие этапы: конец IV тыс - VII вв. до н. э. - появление и расцвет еламської цивилизации, VIII - середина VI в. до н. э. - мидийский сутки, середина VI ст. - 330 г. до н. э. - ахеменідський период.

История Которому была самым тесным образом связана с месопотамской историей. Складывается впечатление, что эти два общества для того и появились на свет, чтобы доставать друг другу. Месопотамия пыталась присвоить природные богатства горной части Елама, которых ей негде было больше взять, Елам же жадно поглядывал на богатые месопотамские города и, понятное дело, не пропускал ни малейшей возможности ограбить их. В военно-политическом противоборстве между Еламом и государствами Месопотамии верх брала то одна, то другая сторона. Сначала перевес был на стороне мощного еламського царства Аван (Елам развивался как федеративное государство), однако в XXVI в. до н. э. царь Кішу сумел свергнуть еламське господство в Аккаде. Еще увереннее

установил свой контроль над Еламом Саргон Аккадський, однако сразу после его смерти еламці активизировали борьбу против господства Саргонідів. В начале XXII в. до н. э. Елам политически комбинированный, однако вскоре его покорили кутії, а после победного антикутійського восстания в Месопотамии он снова попал в зависимость от месопотамским обладателей. Лишь в конце XXI в. до н. э. еламці получили политическую независимость, разрушив III династии Ура. В конце XVIII в. до н. э. они окончательно уничтожили Аккад.

Прошло еще два века - и Елам был завоеван касситською Вавилонією, однако около 1180 г. до н. э. он сам сделал губительный нападение на Вавилон и вывоз из него среди другой добычи базальтовую стелу по законам царя Хаммурапи. В 1155 г. еламці вторично напали на касситську Вавилонію и поработили ее. Это был звездный час политического могущества Елама, границы которого тогда пролегали от Персидского залива до местоположение современного Хамадану. Но в конце тяжелого в истории Елама XII в. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор И нанес страшной поражения еламському войске, после чего на протяжении трех веков источники перестали даже вспоминать об этой государство. В VIII в. до н. э. Елам стал союзником Вавилона в его борьбе против агрессивной Ассирии. Здесь нужно отдать еламцям должное: анти ассирійську политику они проводили решительно и бескомпромиссно, военные столкновения между ними и ассирийцами стали едва ли не перманентными. Лишь в царствование Асархаддона оба государства, кажется, решили дать друг другу спокойствие, однако период мира и согласия оказался кратковременным, потому что активная поддержка Еламом очередного анти ассирийского восстания вавилонців снова взбудоражила пламя ассиро-еламської войны. Ашшурбанапал бросил против Елама мощную армию и прах разгромил его. Последний еламський царь Хумпанхалташ III в одной упряжке с несколькими своими коллегами должен был тянуть в Ниневию колесницу ассирийского обладателя. В первой половине VI в. до н. э. Елам поочередно завоевывали вавилоняне, мідійці, персы. В середине VI в. до н. э. он вошел в состав Персидской империи Ахеменидов.

В организованном на федеративных началах Эламе в III-II тыс. до н. э. сложилась уникальная форма государственного правления. Государством управляли трое человек: царь, который имел шумерский титул суккалмах ("великий посланник"), его младший брат, которого называли суккалом ("посланником") и готовили на место царя (поэтому наследником в Эламе был не сын, а брат царя), и старший сын, который унаследовал должность суккала. Власть на местах принадлежала царским наместникам. Царский престол передавался по материнской линии - получил сыну сестры, через что в царской семье практиковались браки с сестрами и левірат (после смерти царя его брат, чтобы получить право на вакантный трон, женился на вдове умершего). Эта архаичная система государственного правления, корни которой достигало суток первобытно-родовых отношений, была реформирована лишь во второй половине II тыс. до н. э., когда еламці стали передавать царский трон по наследству от отца к старшему сыну, то есть уже по отцовской линии.

В III тыс. до н. э. в Эламе преобладало общинне землевладения, коллективным был также характер труда на земле. Индивидуальные хозяйства начали появляться в стране уже во II тыс. до н. э., и это неизбежно вело к появлению частной собственности на землю и рабовладения. В конце II тыс. до н. э. сельские общины уступили место большим семейным общинам, которые состояли преимущественно из родственников. В такую общину могли входить также и чужаки, требовалось лишь, чтобы они заключили с общиной договор "о братстве" и передали в распоряжение общины свою землю. Впоследствии договоры "о братстве" стали использовать как способ преобразования малоземельных свободных людей на зависимых рабочих. В общинах усиливалась имущественная и социальная дифференциация, появилось долговое рабство.

В Эламе сложились также царские и храмовые хозяйства, в которых использовался труд рабов и общинников.

На протяжении длительного времени в Эламе пользовались законами Хаммурапи - скорее всего, как приложением к местным законам. Эламский Фемида отличалась своей страшной жестокостью, наказывала отрубанием руки, вырезанием языка или смертной казнью за мелкие правонарушения, особенно за лжесвидетельство. Практиковались также ордалії водой. В судебном процессе важная роль отводилась свидетелям, которых набиралось время несколько десятков.

В Эламе высокое общественное положение занимали женщины. Еламка могла выступать в суде, причем в роли не только свидетеля, но и истца или ответчика. Семейное имущество делилось поровну между сыновьями и дочерьми. Известен даже случай, когда еламський повелитель назначил свою мать на должность наместника Суз.

Еламці - создатели высокой и самобытной культуры. Піктографічна письменность у них появилась почти одновременно с шумерською - около 2900 г. до н. э. Ученые назвали ее протоеламською, она еще не дешифрована. Впоследствии, независимо от протоеламського малюнкового, возникло линейное силабічне (составное) письмо, которое окончательно оформилось в середине III тыс. до н. э. Во второй половине III тыс. до н. э. еламці почему отказались от своего письма и перешли на шумеро-аккадський клинопись, который они "с присущей для еламського характера холодной рассудительностью" упростили и подвели к порогу азбучного письма, однако порога этого так и не одолели. Лингвисты допускают, что еламці могли позаимствовать часть знаков в шумеров, однако при этом считают древнейшую еламську письменность самостоятельным, независимым явлением.

Религия еламців была чем то похожа на месопотамську, однако в целом имела самобытный характер. В Эламе, в частности, существовал древний культ змеи, которую изображали на посуде, на рельефах, на царском троне, причем иногда частично "олюдненою", с человеческой головой. В III тыс. до н. э. еламці чествовали богинь-матерей Піненкір, Кірірішу и Парте (наличие в еламському пантеоне нескольких функционально одинаковых богинь объясняется федеративным устройством Елама - каждый федерант стремился иметь свою богиню-мать). Когда во II тыс. до н. э. в стране победил патриархат, "богини-матери" уступили в пантеоне первенство мужскому божеству Хумпану - "повелитель неба" (Кіріріша при этом стала его "большой женой"). Когда выросла политическая роль Суз, вырос, соответственно, и престиж сузького бога Іншушінака, культ которого ранее ничем не выделялся. Чествовали еламці также бога Солнца, бога Луны и еще более трех десятков других богов.

Еламці практиковали религиозные процессии, паломничество к святым местам. Молились они в храмах и святилищах, вблизи которых обязательно закладывали священные рощи, совершали жертвоприношения (приносили в жертву баранов, вэбу, козлов, быков, растительное масло и т.д.). Характерно, что еламські жрецы совершали богослужения не иначе, как в одежде Адама, полагая, видимо, что в таком виде они производят на богов сильное впечатление.

Состоятельные еламці хоронили покойников в глиняных горбах или глиняных склепах, бедняки - под полом своей лачуги. Покойнику клали пищу и напитки, поэтому верили в загробную жизнь. Исследователи считают, что царство теней не навевало на еламців чувство безнадежности и отчаяния.

Художественное ремесло развивалось в Эламе еще в незапамятные времена. В IV тыс. до н. э. эламский глиптика, как полагают исследователи, была самой совершенной в Передней Азии. Она поражает изяществом форм и прекрасным декором. Еламцям удавалось изображать предмет одновременно и реалистично, и абстрактно, стилизовано, о чем, в частности, свидетельствует их кубок (хранится в Лувре), украшен составленной из двух треугольников фигурой горного козла, изгиб спины которого продлен грациозным размахом рогов. Еламське искусство НИ тыс. до н. э. дошло до нас преимущественно в произведениях резчиков печатей. На печатях еламці чаще всего изображали всевозможных монстров и мифических персонажей (грифонов, полуобезьян-напівлевів, человеко-тельцов, скорпионов с головой человека и т.д.). Такие же сюжеты преобладали в их прикладном искусстве, что заставляет ученых искать разгадку их сокровенного смысла.

Наибольшего расцвета еламське искусство достигло в XIII в. до н. э., когда еламці в совершенстве овладели техникой бронзоливарництва и магией архитектурных форм. Свидетельством этого являются знаменитые Луристанські бронзы и храм-зиккурат богу Хумпану в Чога-Замбілі.

Пятиступенчатая башня в Чога-Замбілі, квадратная в основе, со стороной квадрата в 10S м, имела высоту более 50 м и была точно ориентированной за сторонами мира. ее окружала защитная стена, в которой насчитывалось семь ворот, причем перед тремя воротами было сооружено для основных еламських богов по одному-два храма. Посередине каждой из сторон зиккурата построена лестница. Верхушка зиккурата служила святилищем, стены которого украшали изразцы, золотая, серебряная и желтая глазурь, большие блестящие бронзовые выступления.

Включив Елам в состав своей империи, персы унаследовали еламську культуру, которая прижилась на иранском почве.



Назад