Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Мідіське царство в VIII-VI вв. до н. э.


Историческая ситуация коренным образом изменилась в Иранском нагорье после расселения там в начале i тыс. до н. э. иранских племен (мідійців и персов) - создателей самобытной культуры, социально-экономических традиций и структур, политических институтов. Уже в IX в. до н. э., как только мідійські племена поселились в Северо-Западном Иране, там возникли мелкие княжества со смешанным мідійсько-туземным населением. Тогда же в Иране появились и персы, которые, вероятнее всего, отделились около 800 г. до н. э. от мідійців и постепенно переместились на юг. Они захватили территорию Елама (от Суз до Персидского залива), которая с тех пор получила название Парса (арабізованою формой этого названия стал топоним Фарс), хотя сами персы называли еламські земли Хужою (первоначальное название от еламської столицы Сузы), благодаря чему возникла современная название провинции Хузистан. Персы на то время, пожалуй, объединялись в племенной союз, возглавляемый князьями из рода Ахеменидов. Представитель этого рода Корь И в середине VII в. до н. э. стал обладателем области

Парсумаш и отослал своего сына заложником до ассирийского столицы Ниневии.

Ассирийская экспансия послужила стимулом для объединения мелких мидийских княжеств в общее государство. Заручившись поддержкой киммерийцев и скифов, которые вторглись из Северного Причерноморья в Переднюю Азию, мідійці в 672 г. до н. э. восстали против ассирийского владычества. Ассирийцам удалось нейтрализовать скифов (царь Асархаддон отдал свою дочь за скифского вождя), однако мідійці не сложили оружия и таки добились политической независимости. В середине VII в. до н. э. мідійці даже осуществили военное нападение на Ассирию, которая в своем стремлении захватить побольше замечательных мидийских рысаков не оставляла населения Ирана в покое и время посылала свои войска вплоть до центральных солончаковых пустынь внутреннего Ирана. Скифы в этот раз выступили союзниками ассирийцев и завладели Мидией, где хозяйничали на протяжении 28 лет (653-624 гг. до н. э.). Мідійський царь Кіаксар, который занял трон в 625 г. до н. э., сумел заманить в ловушку скифских вождей и избавил страну от скифов. Он окончательно объединил все мідійські племена в единое государство, столицей которой стал город Екбатани (современный Хамадан). Заменив народное ополчение хорошо организованной и вооруженной регулярной армией, Кіаксар помог вавилонцям навсегда угомонити Ассирию, расширил мідійські границы за счет коренной территории Ассирии и восточной части Малой Азии, другими словами - превратил Мидию на мощную ближневосточное государство.

С тех пор военное маховик Мидии набирал обороты. Его жертвами стали восточные и южные соседи мідійців: Персия (ее Кіаксар завоевал около 624 г. до н. э.), Парфия и Гірканія (к востоку от Каспия), Армения. В начале VI в. до н. э. неугомонный Кіаксар покорил Скифское царство, завоевал на западе государственное образование Манну, а в Закавказье - Урарту.

Завоевание Каппадокии на востоке Малой Азии не оставило равнодушной мощную Лидию. Военный конфликт между лідійцями и мидийцами длился в течение пяти лет и, наверное, продолжалось бы и дальше, если бы весной 585 г. до н. э. не произошло солнечное затмение, которое нагнало страху на обе воюющие стороны. Государства заключили между собой мир, скрепив его браком Кіаксарового сына Астиага с лідійською принцессой. По условиям договора границей между Мидией и Лидией стала река Галис (современный Кизил-Ірмак).

Того же 585 г. до н. э. Кіаксар умер. Трон достался его сыну Астіагу - последнем мідійському царь. Астіаг сразу же втянулся в водоворот политической борьбы (следствие острой реакции Вавилона на покорение мидийцами Елама). Отношения между Мидией и Вавилоном испортились настолько, что возникла реальная угроза войны между ними. Однако обе великие державы Ближнего Востока перессорились между собой в явно неподходящий момент, когда им следовало бы позаботиться о совместной обороне от грозного врага - персов. Персы неожиданно восстали против Мидии и завоевали ее, после чего дошла очередь и до Вавилона и других ближневосточных государств.

Мідійське общество изучен крайне плохо по причине недостатка источников. Можно с достаточной достоверностью утверждать, что социальная стратификация в нем была еще неглубокой, что вооруженное населения играло важную роль в военно-политической жизни государства. Мідійці уже знали рабство, однако в его примитивной, патриархальной форме (через материально бедняки временем сами отдавались в рабство к богатых и влиятельных соплеменников). Процессу имущественного и социального расслоения среди населения способствовали войны, которые обогащали одних и привели к обнищанию других. Общество от этого теряло свою мобильность и способность сопротивляться враждебным внешним силам.

В VII - первой половине VI в. до н. э. Мидия была средоточием иранской культуры. Позже мидийский культура стала основой культурного развития персов. Как отмечал иранист Ричард Фрай, синтезированная культура Ахеменидов, основой которой послужили традиции Елама, Месопотамии и Урарту, имела мідійські истоки. "Не исключается, что Мидийский государство была культурным и религиозным центром, влияния которого понесли все иранцы, которые проживали на север, юг и восток от мідійців".

Приведем лишь несколько примеров культурного наследия мідійців. Так, персы пользовались термином сатрап - титулом мидийского царя. Заимствованное греками мідійське слово парідайза, которое означало "царский парк", распространилось по всей Европе.

С сожалением приходится констатировать, что недостаточное археологическое исследование мідійської территории не дает возможности составить целостное представление о развитии мідійської культуры.



Назад