Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Хозяйственная жизнь и общество ахеменидского Ирана


Хозяйство государства Ахеменидов было многоотраслевым. Так, в подвластных Ахеменідам Єгипті и Вавилонии выращивали зерновые культуры, в Мидии и Армении населения давало преимущество скотоводству, особенно коневодству, в Персии и Сирии производили лучшие сорта вин и т.д. В самой Персии развивалось садоводство (персы выращивали груши, фисташки, западные народы Ирана - лимонное дерево, через что греки называли лимоны мідійськими или персидскими яблоками). Иранцы знали пчеловодство, занимались птицеводством - держали кур, гусей и уток. Развивались в Иране также различные ремесла, однако основным хозяйственным занятием населения было сельское хозяйство.

Немалую роль в хозяйственной жизни ахеменидского Ирана играла торговля. Иначе и быть не могло, ведь в состав Персидской державы входили народы с богатыми торговыми традициями, в самой Персии существовали караванные пути. Персидский государство благодаря содействию центральной власти развивала не только сухопутную, но и морскую торговлю. По приказу Дария И было восстановлено построен фараона Нехо II канал от Нила до Суэца, а грек Скілак в 518 г. до н. э. совершил морскую экспедицию - вниз по реке Инд в Индийский океан и далее, до Красного моря. Сами персы особого торгового таланта не имели, международную морскую торговлю в государстве Ахеменидов перебрали изящные финикийские купцы.

Персы отобрали в завоеванных народов и присвоили лучшие земли, на которых организовали крупные хозяйства. Персидская знать (члены царской семьи, царские друзья, близкие и др.) охотно переселялась в самые богатые уголки империи (в основном до Египта и Вавилона), где жила припеваючи. О сказочное богатство персидских вельмож можно иметь представление с такого сообщение Геродота - видимо, очень преувеличенного. Сатрап Вавилонии Трітан-тайхм имел, кроме боевых коней, еще и табун из 800 в гири в и 16 тысяч кобылиц, а также огромное псарню, корм для собак которой поставляло населения четырех крупных сел (История, И, 192). Латифундисты не обязательно проживали непосредственно в имениях, а часто имели жилище в своих парадизах (парках) или крупных городах, поддерживая связь со своими владениями через управляющего имением. Нередко они сдавали землю в аренду, причем арендаторы, в свою очередь, прибегали к субаренды.

Вопрос о формах собственности на землю в ахеменідському Иране остается дискуссионным в іраністиці. Некоторые ученые считают, что "царь царей" был юридическим собственником всей земли, однако высказывается также мнение, что в ахеменідську сутки еще не существовало самой теории о верховную собственность на землю.

Царь даровал высокопоставленным чиновникам села и деревни, население которых, оставаясь формально свободным, все же должно было, кроме уплаты налогов царю, материально содержать навязанного им "благодетеля" (оказывать ему одежду, поставлять определенное количество продуктов и т.п.). По рядовых чиновников, работников государственных хозяйств, то они получали пайки ячменем, пивом, вином, финиками, мясом и т.д.

Царь наделял землей также воинов - лучников, конников и колісничих. Они не только отрабатывали за это военной службой, но и платили денежный и натуральный налог. Постепенно воинскую повинность им заменили налоговым бременем, что заставляло многих из них обращаться за помощью к ростовщикам и часто-густо терять при этом свои наделы. Обнищание части военных колонистов имело следствием роста в персидском войске роли воинов-наемников.

Какой была общая социальная структура населения ахеменидского Ирана? Оно состояло из трех основных социальных групп: полноправных граждан городов, свободных, но лишенных гражданских прав, различных категорий зависимых людей и рабов.

В советской историографии иранское общество эпохи Ахеменидов трактовалось как рабовладельческое, историки же Мероприятия в основном считают его феодальным, понимая под феодализмом не социально-экономическое явление, а наличие политической децентрализации и иерархической зависимости подданных.

О подлинных масштабах рабовладения в самой Персии, без учета завоеванных ею западных стран, судить трудно уже потому, что "рабами" персы называли всех подданных царя, домочадцев главы семьи, рабочих царского хозяйства и хозяйств вельмож, слуг при чиновниках-писцях и т.п., поэтому пользовались термином, социально размытым. Однако даже у сторонников рабовладельческой концепции не вызывает сомнения тот факт, что в целом рабский труд играла в государстве Ахеменидов очень скромную роль и что рабами у персов становились (если это действительно были рабы, а не просто зависимы рабочие) исключительно представители порабощенных народов.

Население ахеменидского Ирана хорошо знало, что такое государственный налоговый пресс. Налоги приходилось платить за стоянку судна в гавани, за торговлю на рынках, за въезд в городские ворота, за пользование дорогами, за содержания рабочего скота, за провоз товаров через таможни и т.д. На новогодний праздник обязательно давали "подарки" царю, убыточными для простонародья были последнего путешествия по стране. Не отставали от "царя царей" в ограблении подданных и сатрапы. "В целом жизнь простого люда (в государстве Ахеменидов) было очень нелегким", - констатировал иранист Ричард Фрай.

Семья у иранцев была патриархальной. Геродот сообщал, что каждый порядочный перс имел несколько законных женщин и группа наложниц. Гарем не просто добавлял престижа, достоинства его владельцу, но и обеспечивал в условиях высокой детской смертности многодетность семей, что поощрялось государством (военизированному обществу было много воинов). К мужа в семье относились с набожным почтением, даже, как уверял Геродот, скрывали от него на протяжении пяти лет рождения ребенка, чтобы на случай ее смерти он не звідав горя (История, И, 135, 138).

Персіянки умели завоевывать уважение мужчин и влиять на них. Плутарх оставил такое (правда, больше похоже на легенду) показания. Однажды персы потерпели военное поражение и стали убегать с поля боя. Тогда "навстречу им вышли женщины и, подняв наряд выше пояса, воскликнули: "Куда вы уходите, самые ничтожные трусы? Ведь вам не вернуться туда, откуда вы появились на свет". Пристыженные этим зрелищем и словам, персы повернулись лицом к врагам и в новом бою разбили их".



Назад