Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Материальная культура


Данных о материальной культуре древних персов и, тем более, мідійців есть немного.

Иранцы строили жилье на каменных фундаменте из кирпича-сырца, ограждали Его вместе с хозяйственными постройками кирпичной стеной. В основном жилья были одноэтажными, однако в городах случались и двухэтажные дома. Помещение имело плоскую кровлю и навес по фасаду, который держался на деревянных столбах. Такой тип жилья получил распространение в горных регионах Передней Азии. Можно предположить, что часть мідійців и персов не порвала с традициями кочевой жизни и проживала в шатрах. В давньоіранському жилье горел очаг, похоже на камин, но его назначение (оно использовалось для приготовления блюда или культовых целей?) еще не выяснено.

Персидские цари заботились о развитии средств коммуникации, без которых надежно управлять сатрапиями было невозможно. В Ахеменідську сутки в Персии уже существовала разветвленная сеть путей, из которых наибольшее значение имела дорога из Сард в Сузы длиной почти 2,5 тыс. км. Дороги надежно охранялись и хорошо обслуживались, на важнейших из них было построено станции с постоялыми дворами, расположенные на расстоянии дневного перехода друг от друга (на пути из Сард в престольном городе насчитывалось 111 таких станций).

Наличие дорожной сети позволила персам организовать самую совершенную на те времена службу почтовой связи, идею которой они позаимствовали у ассирийцев. Меняя лошадей, специальные царские гонцы поразительно быстро доставляли корреспонденцию на значительные расстояния. Геродот был в восторге от ахеменідської почты и уверял, что "нет на свете смертного существа, которая могла бы путешествовать, куда захочет, скорее от этих царских вестников" (История, VIII, 98). Не только царь, но и состоятельные персы имели своих гонцов, через которых (а еще чаще - с оказией) они пересылали запечатанную в глиняные "конверты" корреспонденцию.

Процитируем одно из таких писем, написанное почти 2,5 тысячи лет назад, ведь он дает возможность лучше понять ментальность тогдашних людей: "Пусть боги Бел и Набу (письмо писал вавилонець. - Аегп.) пошлют благополучия и здоровья моей сестре. Это жахливо1. Почему я не получаю вісток ни от одного из вас? Сердце мое радуется, потому что я узнал, что ты беременна... Пришли мне через кого, кто отправится этим путем, мину серебра...и сумку". Основная идея этого трогательного письма - в последней фразе, не правда ли?

Особенно важные и срочные сообщения персидские чиновники, как свидетельствовал Геродот, передавали с помощью "светового телеграфа" - системы сигнальных огней (История, IX, 3).

Персы путешествовали верхом на лошади или ослі, в открытом или закрытом коляске. Вельможи пользовались паланкіном, царь же въезжал в тронную залу прямо на троне, шо его несли прислужливі двораки.

В отличие от египтян или вавилонців, персы ели мясные блюда ежедневно. Состоятельные хозяева забивали на мясо быков, верблюдов, лошадей, ослов, домашнюю птицу, а люди беднее - мелкий рогатый скот. Питалось населения Ирана также сыром, блюдами из пшеничной и ячменной муки, но особенно любила десертные блюда (преимущественно свежие фрукты - груши, фисташки и т.п.), еду иранцы запивали вином (в Персии еще в древности славились ширазькі вина).

Геродот уверял, что персы якобы проявляли "большую приверженность вина" и имели привычку обсуждать важнейшие дела навеселе, а когда случалось, что делали это на трезвую голову, то решение по обсужденным вопросам принимали непременно в пьяном состоянии (История, И, 133). Вероятно, Геродот считал за пьянство ритуал, связанный с употреблением священного напитка хаоми.

Застольный этикет у древних иранцев был прост, чтобы не сказать - грубоватый. Блюдо брали прямо руками. До и после еды пользовались чашей и полотенцем - для мытья и вытирания рук. Наедались и напивались (особенно на называемых пирах) вволю, однако не до беспамятства, за столом вели себя в целом прилично.

Античные авторы (Геродот, Ксенофонт и др.) ярко описали шумные пиры, что их устраивали персидские цари в день своего рождения. Царь пировал в отдельной комнате, на золотом ложе, и оттуда через завесу наблюдал за гостями. При этом наложницы радовали его танцами, а слуга опахалом відгонив от него мух. Иногда царь приглашал нескольких гостей к себе в комнату, и они, гордые обнаруженной им милостью, усаживались возле него на полу. Другие гости пировали на улице. Для них ежедневно забивали до тысячи голов скота и птицы, причем на стол подавали неразобранные туши зажаренных быков, лошадей, верблюдов и др. Каждый участник банкета получал свою порцию мяса, а то, что не мог доесть, забирал с собой для семьи.

Одежда древних иранцев интересен уже тем, что он розстібний. Шили его преимущественно из грубой шерстяной ткани, войлока или даже кожи, красили в сине-зеленые и желто-коричневые тона. Иранцы носили разновидность длинного кафтана с длинными рукавами и отложным воротником, под него надевали длительную (до колен) рубашку, а поверх него на левом плече прикрепляли барсову ли, за бедностью, каракулевую шкуру (обычай носить на плече каракуль сохранился в горных пастухов Азербайджана до сих пор). Все мужчины в Иране носили штаны (в эпоху Ахеменидов их переняли и другие народы Передней Азии). Одежда древних иранцев был узкий и плотно прилегал к телу. Следует отметить, что персы были очень сором'язливими и тщательно укутывали тело, даже голову прикрывали войлочной шапкой-колпаком.

Престижной деталью одежды царя, вельможи или духовного лица считался т. н. мідійський кандис - глухой безрукавний одежду с очень низкими проймами для рук, который шилась из тонких шерстяных тканей, одевался через голову и туго подпоясывался по талии узким поясом. Этот одежда была сугубо церемонійним, непригодным для повседневного ношения. Цари не были скрягами, когда речь шла об их наряд. Плутарх уверял, что парадное одеяние Артаксеркса II якобы оценивалось в 12 тыс. талантов золота, то есть примерно в 5,5 млн. долларов.

Обувью иранцам служили мягкие кожаные ботинки с загнутыми носками или невысокие сапоги.

Следуя ассирийцев, мідійці и персы взимали свою шевелюру повязкой, носили бороду и усы.

Что представляло собой женский наряд в древнем Иране? О нем почти ничего не известно, потому что иранские мужчины были ужасно ревнивыми (так уверял Плутарх) и прятали от нескромных взглядов не только своих женщин, но и наложниц и рабынь, запрещали изображать женские фигуры (среди сотен фигур на рельефах Персеполя нет ни одной женской). Вероятнее всего, женский наряд в иранцев мало отличалось от мужского. Иранки носили поверх него, видимо, длинное покрывало, которое, спадая с головы на плечи, покрывал всю фигуру, делало ее похожей на ходячий кокон.

Знатные персы украшали себя золотыми браслетами и ожерельями. Персидские женщины, несмотря на затворництво, также подчеркивали свою красоту удачно подобранными украшениями (об этом узнаем, в частности, из описания в "Авесте" туалета богини Адвісури-Анахіти).



Назад