Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Религиозно-мифологическое мировоззрение


Мідійці и персы исповедовали зороастризм - очень самобытную, во многом даже феноменальную религию, название которой происходит от греческого формы имени Зороастр (по-іранськи Заратустра).

Зороастризм развился из древних религиозно-мифологических представлений индоевропейцев, от которых во II тыс. до н. э. отделились иранцы. На это указывает поразительное сходство его с индийской религией Вед.

В частности, в иранцев, как и в ведийского населения Индии, существовали культы предков, священных животных, огня, наркотического напитка хаома (ведический сома). Мідійці и персы чествовали ажурів, которых считали не злыми духами, как індоарії своих всуріе, а добрыми гениями, роль же нечистой силы отвели девам (ведийские девы, наоборот, считались силами добра). В религиях иранцев и индоариев совпадали даже имена некоторых богов (Андра - Индра, Йїма - Яма и т.п.).

Создателем зороастризма считается пророк Заратустра, которому явил откровение бог Ахура-Мазда. Доказательств историчности Заратуштры не существует, однако религиоведы считают, что этот пророк не мог быть самым лишь плод народной фантазии, слишком уж по земному звучит его имя (оно означает "погонщик верблюдов", "владелец золотых верблюдов" или "владелец старых верблюдов"). Не выяснено, когда жил Заратустра: в VI в. до н. э. или значительно раньше.

Иранская традиция считает пророка выходцем из города Para (вблизи Тегерана) и выводит его родовид из клана мидийских жрецов-магов Спітами. Заратустра, мол, своим реформаційним вероучением навлек на себя гнев земляков и вынужден был спасаться бегством в Восточный Иран. Бактрійський обладатель Віштасп (отдельные исследователи отождествляют его через сходство имен с отцом Дария И Пстаспом, хотя Пстасл, как известно, царем не был) принял его веру. В 77-летнем возрасте Заратустра погиб (его убил жрец-язычник). Трудно ответить на вопрос, есть ли в этой легенде хоть крупица правды.

Зороастрійське вероучения изложенное в "Авесте", автором которой традиция называет самого пророка. Название этой священной книги иранцев чаще всего переводят как "основа", "закон". Жрецы впервые записали текст "Авесты" в середине i тыс. н. э. специальной авестійною алфавиту. В грозную эпоху арабских завоеваний текст "Авесты" сохранили парэн, которые, в отличие от большинства народов Ирана, отказались вернуться к исламу.

С 21 религиозной книги "Авесты" полностью сохранилась лишь 19-и книга - "Вендідад" (или "Ведівдат") - "Кодекс против дэвов", текст еще трех книг уцелел частично. Древнейшей частью "Авесты" считаются "Пруди" ("поэмы"), вошедшие в основной книги "Авесты" - "Ясны" (книга гимнов и молитв). Речь "Гаг" (ее называют на древнеперсидском языке, зекдською, авестійською ли гатсьхою) отличается от языка других частей "Авесты". "Пруди" начали складываться еще в эпоху Ахеменидов, однако окончательно были кодифицированы только за Сасанидов. Самой молодой частью "Авесты" является "Бундегеш" - легендарный жизнеописание Заратуштры и пророчество о конце света.

"Авеста" точно не относится. Одни ученые считают ее родиной Северо-Западный Иран (Мидия), другие - Северо-Восточный Иран (Бактрія и Маргіана - нынешняя территория Таджикистана И Афганистана). Существует также гипотеза, по которой на первых порах в Иране существовали две отдельные религии - религия магов в северо-западных областях страны и религия "Авесты" в ее северо-восточной части, и лишь с образованием государства Ахеменидов эти религии слились в одну.

Каким было зороастрійське вероучения? Его новаторский характер определяли три основные идеи: в мире ведется непримиримая борьба между светом и тьмой, правдой и неправдой, добром и злом; уже начался третий, заключительный этап этой борьбы, который завершится победой света, правды и добра; каждый человек должен участвовать в этой космической борьбе, чтобы приблизить приход царства Добра.

Познакомимся подробнее с этими идеями Заратуштры, которые принесли ему славу великого религиозного реформатора.

Две антагонистические силы, которые ведут между собой ожесточенную борьбу, - это гении света, правды и добра - ахури - и духи тьмы, лжи и зла - девы. Светлое воинство возглавляет Ахура-Мазда (в ахеменідських текстах - Аурамазда, в древнегреческих - Ормузд) - "Мудрый Господь", символом которого, по мнению іраністів, правил крылатый солнечный диск с уписаною в него фигурой симпатичного бородача - фараор. Злыми духами верховодит Анхра-Майнью (в древнегреческих текстах - Ариман). Соратниками Ахура-Мазды является амеша-спента - бессмертные святые с говорящими именами, что означают праведную мысль, истину, власть, благочестия, целостность и безсмертя. им, в свою очередь, служат ангелы-язшш/ (в более позднем прочтении - ізеди, йєзди) - воплощение чистых стихий (небо, солнце, воздух, ветер, огонь, вода) и нравственности (правда, добро и т.п.). Прихвостнями Анхра-Майнью есть, конечно, законченные негодяи, греческим именем одного из них, Асмодеєм, в средневековой Европе называли дьявола (в Талмуде же он - хранитель секретов и спрятанных сокровищ, строитель храма Соломона в Єрусалимі).

"Благотворительный" Ахура-Мазда и "злой" Анхра-Майнью - братья-близнецы, сыновья бога времени и судьбы Зервана, культ которого возник в эпоху Ахеменидов. Оба боги совместными усилиями, на паритетных началах создали Вселенную: Ахура-Мазда - все светлое, чистое, полезное для человека, а Анхра-Майнью - все темное, вредное (смерть, зиму, холод, жару, хищников, скорпионов, гадюччя, болезни, ржавчину, плесень, мути, гниения и самую первую женщину - дьяволицу и проститутку Джех, хоть не от нее, слава Богу, а от мифического Гайямарти пошел род человеческий).

Таким образом, зороастризмові присущ ярко выраженный дуализм, который не имеет аналогов в мировых религиях. Где истоки этого феноменального дуализма? В природных контрастах Иранского нагорья, как считают одни? Однако природные контрасты существовали также в ряде других стран, но подобный религиозный дуализм там не возник. В заимствовании зороастризму обычно арийского мифа о братьев-близнецов, как думают другие? Однако мифология индоевропейцев еще не знала идеи о столкновении двух полярных начал, она проросла уже на иранском почве. Скорее всего, как считают третьи, дуализм "Авесты" рожденный традиционной враждой между земледельцами и кочевниками-скотоводами.

Человек принимает посильное участие в борьбе между добром и злом, причем сама решает, на чью сторону стать (поэтому фанатизм не присущ зороастризма). Если ей хочется попасть в рай, она должна поддерживать Ахура-Мазду, то есть жить по правде, и наоборот, если ей хочется оказаться в аду, она должна помогать силам зла, то есть стать клятвовідступником, еретиком, разбойником, обманщиком. Кандидат в праведники должен соблюдать чистоту и порядок (на случай чего можно "очиститься" коровьей мочой, водой и песком), быть милосердным, любить и уважать своих родственников и земляков, говорить только правду, добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям, родить детей, помогать единоверцам, бережно относиться к земле и скота, почитать священный огонь и прочие чистые стихии. Характерно, что зороастризм неодобрительно относился к отшельничества, считал его пустой тратой сил и времени, когда нужно бороться с силами зла. Эти жизненные принципы стали чертами национального характера тех иранцев, которые не отреклись от своей религии в исламскую сутки, помогли им выстоять в час бедствия.

Морально-этический каркас зороастризма сводился в переходную эпоху от кочевого образа жизни к оседлому. Поэтому "Авеста" рекомендовала верным особенно заботиться о земледелие, садоводство, виноградарство, приплод скота. Поощряла она также развивать ремесла, кроме тех, что связаны с применением огня (чтобы не осквернить его). Заратустра бескомпромиссно приговорил кровавые жертвоприношения и хищнический забой скота - основного богатства человека. Вместе с тем он призвал уничтожать муравьев, змей, скорпионов и других вредителей. Тягчайшим грехом он считал нарушения ритуальной чистоты, то есть кремацию трупа, потребление мертвечины и половые извращения.

Зороастризм выдвинул новаторскую идею о зависимость посмертной участи человека не столько от этики ее жизни, сколько от ее веры в конечную победу Ахура-Мазды и божье откровение в учение Заратуштры. Без веры в конечное спасение - подворье истины - рая не видеть, как своих ушей! Эта важная догма сближает зороастризм с исламом и христианством.

Путь к ада или рая зороастризм описывает так. На протяжении трех дней и трех ночей душа находится возле покойника, а на рассвете четвертого дня она оказывается у волшебного "моста вознаграждение" (Чинват), который перед праведникам/ расширяется, а перед грешниками сужается. Праведную душу встречает там девушка неземной красоты, которая и сопровождает ее на небо, к вершине блаженства - Бесконечного Света. Душу грешника силой тянет к мосту Чінвст демон смерти. Там ее встречает некое странное создание - "юная девушка, ничуть не похожа на юную девушку"... Вот с таким экзотическим проводником грешная душа и попадает в ад Анхра-Майнью и его прихвостней.

Зороастризм впервые сформулировал идею о конце света и страшный суд. Согласно его вероучением, сразу после победы Ахура-Мазды над Анхра-Майнью на земле появятся три спасители - Саошіянти (родственники Заратуштры или, по другой версии, сам Заратустра в новой ипостаси). Анхра-Майнью и все его нечестивое воинство погибнут под их мощным натиском, мертвые воскреснут и сольются со своими душами, после чего наступит вечное царство добра и правды. А что ждет грешников? Они вместе с праведниками в течение трех дней будут пить расплавленный свинец, который праведникам не причинит никакого вреда, а для грешников станет последним покаянием. И те, и другие потом зап'ють это очистное питье белой хаомою, которую им собственноручно приготовит Спаситель. Далее - физическое бессмертие для всех. Поэтому, по словам М. Бойс, в зороастризме "вера в День Суда полностью приобретает своего ужасного содержания, ведь каждый должен отвечать за судьбу своей души и разделять общую для всех ответственность за судьбу мира".

Зороастрийский ритуал тоже самобытный, как и вероучения. Он состоял из жертвоприношений, обрядовых очищений, поддержания священного огня и потрясающих захоронений..

Сначала зороастрийцы-производили культ под открытым небом, за Ахеменидов в них появились первые храмы, в которых никогда не угасал священный огонь - победитель тьмы и зла. Храмы огня имели свою иерархию. Святейшим считался огонь в храме царя Варахрана (позднее имя - Бахрам), состоявший из 16-ти видов огня (одним из основных считался огонь, полученный от удара молнии в дерево, ждать на него иногда приходилось годами). От Варахрана зажигали свой огонь периферийные храмы второго и третьего разрядов. Эта иерархия огней сакрализовала иерархию социальную и политическую.

Молитву в храмах огня производили только жрецы - атравани, которые надевали специальное белое платье и пояс, сплетенный из 72 шерстяных ниток, пользовались специальным инструментом для подкладывания дров в огонь. Рядовые зороастрийцы-молились под открытым небом пять раз на день, повернувшись лицом к солнцу.

"Авеста" требовала соблюдения ряда запретов и ограничений, особенно на захоронениях. Все, что имело хоть малейшее отношение к смерти, прежде всего труп, считалось ритуально-нечистым. Прикосновение к покойника запрещался даже для его ближайших родственников. Ритуальные обязанности осуществляли специальные мойщики трупов - насасалари, профессия которых была наследственной (своим местом в обществе они напоминали индийских "недоторкуваних"). Чтобы труп не осквернил чистых стихий (земли, воды И огня), его не закапывали и не сжигали, а отдавали на съедение хищному птицам или собакам (собака, лошадь и корова считались в зороастрийцев священными животными). Зороастрийские кладбище - дакхми - это невысокие "башни молчания", что их в Западном Иране еще называли чортагами, то есть "четырьмя арками" (от этого названия произошло европейское слово "чертог").

Верх дакхми представлял собой ступенчатую воронку с колодцем посередине, в которой тремя концентрическими кругами были расположены углубление для трупов: крупнейшие - для мужских, средние - для женских, небольшие внутренние - для детских. Могильники-насасалари клали в эти углубления тела - и к ним сразу слетались на свой кровавый пир коршуны... Кости затем сбрасывали на дно колодца в центре дакхми.

Дакхми (до сих пор в Иране их сохранилось лишь две - в Йєзді и Кермани) считались проклятым местом, где собирались на свой шабаш девы, их рекомендовалось обходить десятой дорогой. Они до сих пор окружены ореолом таинственности. Слишком любопытным туристам, которые пытаются приблизиться к дакхми, специальные страже вежливо, но решительно заступают дорогу.

Поражает то, что в Древнем Иране покойников иногда прятали в саркофаге, даже покрывали воском и закапывали - в гробу или без нее - в землю или сжигали на костре. Ученые еще не объяснили существования этого неортодоксальному погребального обряда в зороастрійському Иране.

Кстати, не только смерть, но и уродство, болезнь, роды, даже появление ребенка на свет считались в зороастризме скверной К калек зороастрийцы-относились с нескрываемым жестокостью, предпочитая видеть их лучше мертвыми, чем живыми.

У зороастрийцев существовал ритуал, связанный с культом предков. Зороастрийцы-жертвовали духам предков - фравашам - еду и одежду, чтобы заручиться их помощью.

Зороастризм окончательно сформировался в период Ахеменидов, тогда же он стал в Иране государственной религией. Высказывалось мнение, что приход к власти этой династии сопровождался религиозной реформой. Мол, Ахеменіди, повалив в 550 г. до н. э. власть мидийских царей, стали опираться не на мидийских жрецов-магов, а на атраванів - жрецов культа Ахура-Мазды. Именно тогда и пришло время Заратуштры и его вероучения. Оппоненты этой концепции обращают внимание на тот факт, что мідійські маги и за Ахеменидов имели в обществе немалый авторитет (сопровождали в походах царское войско, толковали царские сны, были наставниками царевичів и т.п.). Но персидские цари, как известно, подчеркивали свою приверженность культу Ахура-Мазды, а своих недругов пренебрежительно называли "поклонниками где-вт". Поэтому категорически отрицать версию о возможном связь между политикой и одержавленням зороастризма Ахеменідами, пожалуй, не стоит.

Ахеменіди осуществили строгую централизацию зоро-астрійської религии и повели борьбу с архаичным культом дэвов, на что указывает "Антидевівський надпись" Ксеркса. Особенно усилился религиозный централизм в эпоху Сасанидов (III-VII вв.), когда зороастризм стал орудием иранцев в их борьбе с христианскими государствами Средиземноморья и мусульманским Халіфатом (сасанидского зороастризм отличался нетерпимостью к иудеев, христиан, назореев, буддистов, индуистов и других иноверцев). Именно за Сасанидов оформилась окончательно "Авеста". Таким был религиозный климат в самом Иране, на завоеванных же территориях персы относились к местным религий вполне толерантно и, как сообщал Страбон, уважили чужих богов.

Зоррастрійська община была замкнутой и уже поэтому крепкой. Зороастриец, как того требовала "Ясная", клялся в верности своей религии и женился на одновіркою. Поэтому зороастрийцами не становились, а рождались.

До победы в VII в. н. э. ислама зороастризм оставался национальной религией Ирана, однако в то же время приобрел и космополитических рис на почве создания мировой империи Ахеменидов, а впоследствии - / Сасанидов: "Авеста" повлияла на религиозные представления евреев, римлян, других народов Средиземноморья, а также на христианство. В курдов Передней Азии под влиянием зороастризма возникла секта ієзидів (езидов), которая унаследовала древние арийские верования (почитает бога-павлина Малакі-тауза). Зороастрийского воздействию подверглись также некоторые религии кавказских народов. Зороастризм как национальная религия сохранился в гебрів ("неверных") Ирана. Его разновидность, как уже отмечалось, исповедуют огнепоклонники-парсы в Индии (они придерживаются обрядовой чистоты, хоронят покойников в "башни молчания", поддерживают в храмах священный огонь).

В Европе рекламу зороастризма сделал во второй половине XIX в. немецкий философ Ф. В. Ницше, который в своем труде "Так говорил Заратустра" для построения своей философской системы ("нагорной философии"), что ее позже взял на вооружение немецкий фашизм,

В целом новаторское зороастрійське вероучения не відцуралося древних религиозно-мифологических представлений иранцев. В "Авесте", например, присутствует індоіранський бог Хаома (он, словно две капли воды, похож на ведийского Сому). Хаома персонифицировался в то время как божество, как жрец и как наркотический жертвенный напиток, который давал силу всему телу", обеспечивал "исцеление и победу над врагом". Сохранился в зороастрійській мифологии также культ Вайу - ветра, воздуха. Вайу, как отмечалось в пехлевійських текстах, "стал местом смешения сил добра и сил зла". Он переправлял души праведников через волшебный мост Чинват, душам же грешников, наоборот, чинил препятствия.

В религиозно-мифологических представлениях мідійців и персов очень важную роль играл также культ богини священных вод и рождаемости Адвісури-Анахіти. Авестийский книга "Яшта" рисовала эту богиню стройной, пышногрудой, білорукою молодицей, которая путешествует на чотирикінній колеснице, дарит величие и богатство, уничтожает демонов и прочую нечисть. Существует предположение, что культ Адвісури-Анахіти мог быть иностранного происхождения, адаптацией на иранском почве греческой богини Анаітіди, которую чествовали в Малой Азии.

Однако самым популярным в Иране (разумеется, после Ахура-Мазды) был культ Митры (Міфри). В эпоху архаики иранский Митра (как и его индийский тезка) был, вероятнее всего, солярным культом, ведь его "день рождения" отмечали 25 декабря - период зимнего солнцестояния. Имя "Митра" означает "верность", так вот этот культ был одновременно и этическое окраску. Митру считали богом договоренности, договора, блюстителем законности и порядка. Царь Артаксеркс в IV в. до н. э. узаконил этот архаичный культ. В эпоху Парфянского царства и Римской империи (III в. до н. э. - V в. н. э.) культ Митры распространился далеко за пределы Ирана.

В эпоху Сасанидов заметную роль в духовной жизни иранцев играло также манихейство. Эта синкретизована религия, вобравшая в себя элементы христианства, гностицизма и буддизма, появилась в III в. н. э. ее основатель Мани считал, что человек может освободиться из-под власти дьявола, для этого она должна сторониться всех земных утех, вести аскетическую жизнь. За свои опасные для зороастризма проповеди Мани поплатился жизнью.

Таким образом, религиозно-мифологическое мировоззрение иранцев в древнюю сутки имел політеїстичний характер, однако появление зороастризма стала шагом навстречу монотеизма.



Назад