Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Литература


Ведущую роль в формировании молодой литературы иранских племен сыграли сами иранцы, но не только западные (персы), но и восточные (предки нынешних таджиков). Тесные этнокультурные связи между этими двумя побегами загальноіранського корня породили общую литературу, что ее считают своим национальным достоянием и персы, и таджики.

Древний период в истории иранской литературы имеет хронологические рамки от эпохи архаики до III-IV вв. н. э. В литературных памятниках он отражен неравномерно, потому что политическое безвременье не обошло их в промежутке времени от гибели государства Ахеменидов до воцарения династии Сасанидов (III в. до н. э. - III в. н. э.).

Литературу Древнего Ирана можно назвать художественной лишь условно. В ней еще были перемешаны зародыши будущих идеологических систем (религиозных, философских, этических, художественных) и естественных наук, лишь наметился переход от устного народного творчества к авторской письменной.

Древнейшей и основной достопримечательностью давньоіранської литературы является "Авеста". В ее многоплановом сюжете выделяются тесно переплетены между собой мифология и героический эпос. До эпических сюжетов "Авесты" принадлежат сказания о лучника Араша, чьи стрелы своим падением очерчивали границы иранских владений, о смелого корабельника, что его иногда считают литературным прототипом Синдбада-морехода - героя сказок "Тысячи и одной ночи". В "Авесте" присутствуют также сказочные и байкові элементы.

Мифологические персонажи и героїко-эпических сказаний "Авесты" очень гиперболизированы. Они имеют огромную строение тела и наделенные невероятной физической силой, так храбро сражаются с чудовищами и, разумеется, приобретают над ними победу.

Гуманистические мотивы "Авесты" малозаметны. В центре внимания "Авесты" не люди, а боги и мифические герои, а человек выступает в ней как слепой исполнитель божьего промысла. Стилистика "Авесты" в целом сухая и невнятная, однако и в ней случаются настоящие художественные находки.

Хоть давньоіранська литература и уступает лучшим в художественном отношении памятникам словесности других древних народов, все же она увековечила себя тем, что на ее основе формировалась творчество таких корифеев иранской литературы, как Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз.



Назад