Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Состояние источниковой базы археологическое исследование страны


Індологам приходится пользоваться нищей и крайне ненадежной источниковой базой, через что история Древней Индии по сравнению с другими старосхідними цивилизациями исследована ли не самое худшее. Источники, на основе которых ученые осуществляют историческую реконструкцию древнеиндийского общества, делятся на четыре основные группы: древнеиндийские письменные памятники, сообщение иностранцев о Индию, памятники материальной культуры и живые традиции давности в нынешней сельской глуши.

Индийских письменных памятников сохранилось очень много, однако они не дают надежной исторической информации. Среди них отсутствуют документы хозяйственной отчетности, светские законы, исторические хроники, кроме цейлонских хроник первых веков нашей эры и "Кашмирской хроники" XIII ст. Поэтому індологи должны довольствоваться почти исключительно религиозно-философскими и литературными произведениями и научными трактатами, которые не поддаются точной датировке и к тому же умалчивают тысячелетнюю историю страны Ведийской эпохи.

С религиозно-философских памятников індологи больше всего ценят священные книги Веды, которые состоят из четырех основных сборников: Ригведы (гимны), Самаведи (напевы), Яджурведы (жертвоприношения) и Атхарваведы (заклинания и заговоры), причем три последние сборники дошли до нас в нескольких редакциях - самхітах. Еще в древности к Ведам было составлено комментарии, которые нередко требуют не меньше объяснений, чем комментируемые ними ведийские тексты. Это - Брахманы (книги для жрецов-брахманов), Араньяки (установки для отшельников) и Упанишады ("тайные учения" для посвященных), причем каждая редакция Вед (самхіта) имеет свои Брахману, Араньяку и Упанішаду. Чаще всего историки обращаются к Ригведы, которая вспоминает о древнейшие события древнеиндийской истории. Историческим источником им служит также сама ведийский язык, лингвистический анализ которой помогает решать сложную проблему миграции в Северную Индию "ариев".

В ведийской литературы примыкают три Су (Супы), что их иногда называют "частью Вед" - Ведангою. Это шесть религиозно-философских и научных трактатов, которые содержат информацию о религиозной и общественно-правовое жизни древних индийцев.

Ценным историческим источником служат также Шастры, которые возникли на основе Сутр и частично составленные-для более легкого запоминания - в стихотворной форме. Из этих научных и политических трактатов індологи особо выделяют Дхармашастри и Артхашастру. Дхармашастри - это религиозно-этические правила, которые объясняют дхарму - морально-этические нормы, вообще весь образ жизни каждой касты. Самой распространенной и самой авторитетной Дхарма-шастрою были "Законы Ману" ("Ману-смрггі"), что их составил, как утверждает традиция, "индийский Ной" - Ману (он уцелел во время всемирного потопа и спас священные тексты Вэд). Черпать из них историческую информацию непросто, ведь нельзя уверенно сказать, что в них так и осталось напутствиями, а что стало нормой жизни. Артхашастра же - это большой социально-экономический и политический трактат, который содержит советы царям по уничтожению политических конкурентов, ведение войн, вообще управления государством. Авторство Артхашастри традиция приписывает брахману Каутилье (Чанак'ї), хотя историки считают, что этот трактат, вероятнее всего, складывался на протяжении нескольких столетий. Использовать Артхашастру для исторической реконструкции приходится крайне осторожно, потому что трудно выяснить, насколько ее рекомендации воплощались в жизнь.

Індологи О. О. Вігасін и Д. М. Лелюхін считают, что в Артхашастрі "не описывается конкретная государство или политическая ситуация, а изложены представления о абстрактную, идеальное государство, хотя в то же время разработана в ней "политическая теория", наверное, была связана с практикой и в определенной степени является обобщением политической действительности древней Индии".

Большую историко-познавательную ценность представляют грандиозные эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна - настоящие энциклопедии быта и традиций древних индейцев. Однако ни сами поэмы, ни те их сюжеты, которые можно считать историческими, не датируются.

Обращаются індологи по исторической информации также к буддийской и индуистской литературы, особенно к легенд-пуран (традиция насчитывает 18 пуран).

Староіндійська епіграфіка крайне бедна: индейцы неохотно прибегали к записям, даже торговые договоры заключали в устной форме. Все же немногочисленные эпиграфические памятники время содержат шину информацию. Это касается прежде всего эдиктов (указов) царя Адіоки (они отчеканены на каменном столбе), надписей в пещерах Аджанты и т.д.

Много сообщений о Древнюю Индию оставили иностранцы. Из европейцев первым описал эту "страну тысячи чудес" в VI в. до н. э. грек Скілак, однако по-настоящему открыли ЕЕ только участники индийского похода Александра Македонского в IV в. до н. есть. На собранном ими материале построили свой описание Индии Плутарх, Курцио Помпей Руф, Трога, другие античные авторы. Яркий и в отношении правдивое описание этой страны принадлежит сирийском послу в индийской государстве Маурьев Мегасфену (труд Мегасфена не сохранилась, однако ее часто цитируют или переводят Страбон, Диодор, Арриан). Богатую информацию о Индию втсгив в трудах "Індіка" и "Анабазис" Арриан. Важным историческим источником служат также цейлонские хроники, путевые заметки китайских паломников к буддийских святынь - Сюань Цзана, Фа Сяня, И Цзіна и др. Приходится все же констатировать, что в сообщениях иностранцев о Индию часто встречаются явные выдумки, поэтому к ним следует относиться критически.

Памятников материальной культуры Древней Индии сохранилось очень мало, потому что ее архитектура была в основном деревянной, к тому же индейцы практиковали кремацию покойников и не сопровождали захоронения жертвоприношениями.

Базой реконструкции древнеиндийской истории служат также традиции старины, сохранившимися в глухих индийских деревнях, прежде всего в хозяйственном быту крестьян. Однако использовать такое специфическое источник исторической информации приходится осторожно, потому что какой бы крепкой была традиция, она на протяжении тысячелетий не осталась абсолютно неизменной.

Достижения археологического исследования Индии достаточно небольшие. Первыми весомыми, даже сенсационными открытиями археологов в Индии стали раскопки ограбленных руин Мохенджо-Даро и Хараппы в начале 20-х годов XX ст. На руины этих городов впервые наткнулись британские промышленники, которые построили с их кирпича 160-кіломе-тровий железнодорожную насыпь. Лишь впоследствии английский археолог Дж. Маршалл со своими индийскими коллегами Д. Г. Сахни и Г. Д. Банерджи заставили служить науке то, что осталось от древнейших очагов индийской цивилизации.

Раскопки Мохенджо-Даро и Хараппы, а позже также Чанху-Даро, Калібангана, Лотхала и других древних городских центров произвели на историков потрясающее впечатление, ведь они открыли одну из древнейших городских цивилизаций, которая возникла задолго до прихода в Индию арийских племен, и побудили ученых к пересмотру концепции о создании древнеиндийской культуры чужаками"ариями".

К сожалению, раскопки Мохенджо-Даро сейчас гибнут буквально на глазах, потому что с сооружением Суккурської плотины и расширением площади орошаемых земель-подпочвенные воды поднялись почти до поверхности, в результате чего селитра стала просачиваться в кирпич и разрушать ее - и городские стены начали рушиться на куски. Ни один из предложенных методов консервации этой достопримечательности древнеиндийской цивилизации не дал желаемого эффекта, поэтому раскопки Мохенджо-Даро пришлось прекратить.

Масштабы археологического исследования Индии выросли после образования 1947 г. на ее территории двух суверенных государств - Республики Индия и Пакистан. Было, в частности, раскопано в начале 50-х годов "культуру серой расписной керамики", которую ученые в основном связывают с "ариями", несколько древних столиц (Раджагріха, Паталіпутра и т.п.), крепостей (в Рупал и, Уджаяні и т.п.), буддийских храмов и монастырей (в Карле, Аджанті, штате Андхра-Прадеш и др.) - В настоящее время продолжаются раскопки хараппских поселений (их обнаружено уже более тысячи), реализуется программа археологического изучения тех городов и местностей, о которых упоминает древнеиндийский эпос, или же связанных с индийским походом Александра Македонского.



Назад