Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Этногенез и ментальность населения


Индия была заселена еще в глубокой древности, возможно, даже стала зоной антропогенеза. Этногенез ее населения - одна из "найбіліших пятен" в исторической науке, что вызвано его невероятной этнической пестротой. Индийский народ состоит, как известно, из представителей всех четырех рас и общается более 870 языками и диалектами. Так, на севере Индии живут санскритомовні хиндустанцы, бенгали, маратхи, гуджарати, пенджаби и другие європеоїди. Северо-Восточную Индию обжили преимущественно південномон-голоїди, что разговаривают тибето-бирманскими языках. Островками в северных и центральных регионах страны живут австралоиды, языка которых принадлежат к группе мунда. Юг материка заселен в основном негроїдами, которые общаются дравідійськими языках (телугу, и-миле, каннара, малаяли и др.). Кроме этих народов, в Индии существует множество этнических меньшинств, далекие предки которых максимально отличались между собой социально-экономическим, политическим и культурным уровнем. В Декані, Западных и Восточных Гафах предгорьях Гималаев, в труднодоступных местах, где люди испокон веков жили изолированно, по сей день около 25 мли аборигенов еще занимаются примитивным вирубно-огневым земледелием (наги) или даже собирательством и охотой (андаманцев, кадари). Распутать Гордиев узел этногенеза такого сонма народов и племен - дело безнадежное. Ученые пытаются "вычислить" хотя бы коренное население страны. Антропологи в основном относят жителей хараппских городов к средиземноморской ветви европеоидной расы, считают их людьми длинноголовыми, темноволосими, темноокими, смаглявими, с прямым или волнистыми волосами, однако при этом не дают ответа на вопрос: были эти європеоїди туземным ли зайшлим людом? Существует гипотеза, которая базируется на данных лингвистики (установлено, что речь хараппського населения была протодравідійською), по которой древнейшим населением долины р. Инд были, вероятнее всего, темнокожие дравіди, которых "арии" впоследствии оттеснили на юг материка. По крайней мере выяснено, что Северо-Восточную и Центральную Индию негроїди обжили еще за неолита.

Демографическая ситуация в Древней Индии определялась тремя основными факторами: перманентной миграцией племен и народов, ужасной смертности людей от недоедания и болезней и багатодітністю семей.

Что можно сказать о ментальность древних индейцев?

Иностранцам (в основном грекам и китайцам) нравилась нрав индейцев, особенно их склонность к скромного образа жизни, отзывчивость, благодаря, не вороватость, верность своему слову, аккуратность, глубокая набожность, которая не подавляла их, не заставляла сторониться земных радостей, отсутствие у них шовинистических настроений, что ими - чего скрывать - грешили другие народы древности.

В частности, китайский путешественник Сюань Цзан так характеризовал индейцев: "Простой народ в Индии хоть и легкомысленный, однако честный и заслуживает уважения. В денежных делах индийцы бескорыстные, в судебных процедурах внимательны к людям. Они боятся возмездия в будущих воплощениях и равнодушны к мирской суеты. Индейцы не допускают обмана или предательства и придерживаются данной клятвы и обещания. В управлении в них царит достойна удивления честность, а во всей поведении - мягкость и любезность". Античные авторы уверяли, что индейцев никто никогда не обвинял в обмане, что они не расплодили воров, ничего в своих домах не хоронили и имели сразу к сутяжничества (Арриан. Індіка. XII. 5; Страбон. География. XV. 1:53).

Основными жизненными ценностями, которых следует добиваться и ради которых стоит страдать, индийцы считали охарму - религиозное учение, артхе - богатство и политическую выгоду, каму - плотские утехи и предпочтения. Тягчайшим преступлением против морали они считали убийство, обман, воровство, пьянство и образа духовного наставника. Индейцы имели тягу к знаниям и ценили образованность. Однако больше всего поражает их способность легко заимствовать элементы чужой культуры, не теряя своей культурной самобытности.

Индийцам, конечно, приходилось воевать, однако они не были воинственными по натуре. На поле боя они неуклонно руководствовались общепринятыми правилами, которые запрещали нападать на более слабого (скажем, всаднику на пехотинца), на раненого или спящего, убивать невооруженного, если он сдается в плен. Староіндійська история не знала случаев вооруженного нападения на мирное население или массового уничтожения военнопленных (их обращали в рабов, с предоставлением права выкупа). Не случалось также, чтобы индейцы надругались над послом.

Пристальное внимание уделяли индийцы ритуальной чистоте своего тела. Они регулярно мылись, причем в отдельных случаях, когда потребовалась особая "чистота" тела, - коровьей мочой и кизяком.



Назад