Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Появление цивилизации в долине Ганга


Освоение Северо-Восточной Индии "ариями" длилось почти тысячелетия. Этот период - индийской истории в науке называют Ведийским, потому что именно тогда было составлено на санскрите - языке "ариев" - священные тексты Вед. В Ведический период, до середины i тыс. до н. э., в северных краях Индостана произошел синтез индоарийской и местных (протомундівської и протодравідійської) культур в новую, общую для населения этого обширного региона культуру, что ее обычно отождествляют с культурой "серой расписной керамики".

К своей миграции в бассейн Ганга и ее притоков индо-арийские племена еще вели напівкочове жизни, однако у них уже появились социальное неравенство, зародыши станово-кастовой системы, легитимная центральная власть - одним словом, зарождалась цивилизация. Попав в глушь, где только вряди-годи можно было встретить двор земледельцев, індоарії стали переходить от кочевой жизни к оседлому, хлеборобского. С помощью железных орудий труда, которые именно тогда вошли в обиход, они расчищали дремучие чащи, осушали болота, строили ирригационную систему в виде каналов и водоналивных колес. К середине i тыс. до н. э. весь бассейн Ганга уже был обжит індоаріями, хотя там все еще оставалось немало болот и джунглей.

Политическая жизнь ведической Индии отличалось поразительной нестабильностью. Многочисленные племена легко снимались с обжитых мест и находили себе другое жилище. Внезапно возникали и быстро погибали царства, династии, менялись их названия. Контуры политической истории страны просматриваются в этой политической мозаике лишь с середины i тыс. до н. э.

В конце Ведийского периода, но не ранее VIII в. до н. э., в долине Ганга появились первые города (кстати, они были меньше хараппские центры и хуже от них благоустроенные) и древнейшие государства, что их древние тексты называют "большими странами" (махаджанападами). Таких "больших стран" насчитывалось более полутора десятка, и они имели разный политический строй. Одни из них были примитивными монархиями с очень слабой центральной властью, другие - олігархіями ли республиками.

Сильнейшие тогдашние государства в долине Ганга - Ко-шала со столицей в Шравасті и Магадха со столицей в Раджагріха (нынешний Раджгір). В политическом соревновании между ними постепенно верх взяла Магадха (современный южный Бихар), которая усилилась за династии Шайшунагів. Шестой царь этой династии, Аджаташатру, завоевал соседнюю республику Ліччхавів, а вскоре и саму Кошалу. Его преемник Удаїн сделал своей столицей Паталіпутру - будущий политический и культурный центр Северной Индии. Впоследствии царей Магадхи распространили свою власть также на сильное государство Аванти со столицей в Официальная.

В IV в. до н. э. в государстве Магадха произошел дворцовый переворот. На этот раз на политический Олимп взошла новая династия Нандів, которую начал царский цирюльник, то есть представитель социальных низов. Найди держали полумиллионную армию, которая завоевала государства Центральной Индии, но почему истребляли военную знать.

Северная Индия, таким образом, политически комбинированное, однако этот процесс не затронул долину Инда, которая после гибели Хараппської цивилизации изобиловала карликовыми княжествами и племенными союзами. Воспользовавшись политической разбросанностью этой территории, персидские цари из династии Ахеменидов приобщили его в состав своей необозримой государства. Северо-Западная Индия составляла две персидские сатрапии - Гандхару и Хинду. Индийцы платили завоевателям-персам колоссальную дань (почти 9 тонн золота ежегодно), служили в персидском войске. А впрочем, вхождение индийских земель в состав империи Ахеменидов имело и положительные последствия: оно способствовало взаимовлияния индийской и персидского культур.



Назад