Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Формы собственности и зависимости


Как считают исследователи, в Древней Индии сосуществовали еще экономические сектора: государственный, общинный и частный. Установить соотношение между ними на основе имеющихся источников невозможно. Думается все же, что оно было неодинаковым в разных регионах и в разные периоды истории и в стране в целом наблюдалась тенденция к расширению частного землевладения за счет сокращения государственного и общинного.

Староіндійське общество жило трудом преимущественно свободных крестьян и ремесленников, однако в нем существовали также различные категории зависимого населения. Использовалась, в частности, рабский труд, однако в незначительных масштабах. Источниками рабства служили войны, долговая кабала, наследственное рабство, самопродаж и даже проигрывание себя в кости любимую игру потомков "ариев". В основном рабы работали в государственном хозяйстве, однако их нередко держали и рядовые общинники. В джатаках чаще всего упоминаются семьи, которые держали одного раба или рабыню. Частные рабы были, как правило, домашней прислугой и жили на положении младших родственников своего хозяина. На их плечах лежали ритуально нечисты работы (забой скота, уборка нечистот, прислуживание в бани и т.п.). Среди рабов, очевидно, количественно преобладали рабыни-наложницы. Индийские рабы делились на разряды (согласно "Законам Ману" - на 9 разрядов, а по более поздним "Законами Совещания" - на 15). За ними сохранялись права и привилегии их варны или касты. Так, раб, который принадлежал к варны брахманов, использовался лишь на тех работах, которые не унижали его варны; к нему в обществе относились с соответствующим уважением. Одним словом, формы использования рабов в древней Индии были настолько мягкими, что в отдельных иностранцев (в Мегасфена, например) сложилось впечатление, будто в ней рабов вообще не существовало.

Широко использовалась в Индии наемный труд. Наемники-кармакари, в отличие от рабов, работали на хозяина лишь на протяжении оговоренного срока и получали от него договорную плату. Характерно, что в найми шли не через бедность (по крайней мере, не всегда через бедность), а за дхармой своей касты, считая труд на других своим священным долгом. Как и рабы, батраки-кармакари делились на несколько разрядов. Религиозно-этические нормы позволяли хозяину бить наемника, держать его в тюрьме, морить голодом и жаждой, калечить, сажать на кол, сжигать заживо.

Социальных взрывов староіндійське общество, кажется, не знал. Низы безропотно несли на своей шее ярмо, их социальную активность притуплювала этническая и кастовая разобщенность, а еще больше - индийские религии, которые перекладывали вину за существование социальной несправедливости на самых обездоленных.

В первой половине i тыс. н. э. в индийском обществе появилась и набирала силы феодальная форма зависимости. Во первых, царская администрация начала наделять землей руководителей религиозных сект и других частных лиц, причем на первых порах жалела землю во временное владение, но впоследствии - уже в пожизненную собственность ("пока светит солнце и луна", как говорилось в жалованных грамотах). Жалувалася не только земля, но и крестьяне, которые на ней работали. Государство предоставляло землевладельцам імунітетні права, то есть уступала им часть своих административных, фискальных и судебных функций. Итак, бывшие свободные крестьяне становились феодально зависимыми, их заставляли выполнять сеньйоральні повинности. Кабальная зависимость в стране становилась наследственной, временные рабы - рабами пожизненными. Впрочем, основой социальной градации древнеиндийского общества - и это была одна из его специфических черт, как и раньше, оставалась не столько имущественное неравенство, сколько варново-кастовая принадлежность.



Назад