Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Система общин


Не вспомнить о варны и касты значит ничего не сказать о самой Индии. "Визитной карточкой" индийского общества была также система городских и, особенно, сельских общин.

О том, какой была община за Хараппської суток, мы можем лишь догадываться. О индийские общины после ведической Индии источники рассказывают по сравнению внятно и подробно.

В Буддийский период Северо-Восточная Индия была охвачена процессом урбанизации. Отдельные старые и новые города были многолюдными и богатыми. Среди них выделялась столица государства Маурьев Паталіпутра - самый большой город в Северной Индии, а возможно и всего Древнего Востока (в ней проживало более 200 тыс. горожан; она занимала территорию 25 кв. км, то есть втрое большую, чем Александрия Египетская; ее, если верить Мегасфену, окружала оборонительная стена, что имела 60 въездных ворот и 570 башен-бойниц). Все же большинство городов в долине Ганга были хуже застроенные и упорядочены, чем хараппские центры.

Китайский путешественник Сюань Цзан сообщал в VII в. н. э., что индийские города пересекали извилистые и запутанные улицы и переулки, к тому же очень грязные. Кирпичные дома были деревянные балконы и террасы, черепичную, тростниковую ли лозовую кровлю.

Своим внешним видом город почти не отличалось от села, по сути представляло собой большое или слишком большое село. Городские общины были самоуправляемыми. Магистрат состоял из 30 должностных лиц, сгруппированных в шесть коллегий. Одна коллегия осуществляла надзор за ремеслом, вторая - за иностранцами, третья - за рождаемостью и смертью горожан, четвертая-за торговлей, пятая-за торговлей теми ремесленными изделиями, на которых ставился казенное клеймо, шестая - за взиманием торгового пошлины.

Однако ведущую роль в формировании староіндійської. цивилизации играла, по мнению историков, не городская, а сельская община. Построена на много кастовій основе система земледельческих общин в Индии оказалась очень живучей. Она выдержала все политические лихолетья и в пережиткових формах сохранилась по сей день.

Чиновник Ост-Индской компании Т. Напрасно делился своими впечатлениями о удивительную стабильность сельского быта и традиций в Индии:

"Там, где ничто не вечно, эти общины будто вечные. Падает династия за династией... а сельские общины остаются без изменений. В неспокойное время они вооружаются и укрепляются: вражеское войско обходит их, села собирают скот, загоняют ее внутрь своих укреплений и пропускают врага, не трогая его. Если их начинают грабить и разорять, а дать отпор врагу не хватает сил, село разбегается по дружественных селах; когда же стихает военная буря, все возвращаются на место и берутся за прежнее занятие. Даже если на протяжении ряда лет страна испытывает разорения, так что села збезлюдять, крестьяне все же возвращаются на старое место, как только снова становится безопасно. Может случиться, что целое поколение проживет в изгнании, однако следующее поколение непременно вернется... Это единение сел Индии, из которых каждое представляет собой как бы особое небольшое государство, больше любое другое способствовало сохранению индийского народа в обстановке всех глубочайших потрясений и изменений, которые он понес...".

Сельская община сама обеспечивала себя всем необходимым. В каждой из них были свои ремесленники (мідник, столяр, коваль, ювелир, каменщик, ткач, гончар, дубильщик, парикмахер и др.), которым крестьяне платили в основном натурой. Общинники нанимали также астролога, жреца, музыкантов, танцоров, даже рассказчика, который в период тропических ливней декламировал им любимые шлоки "Рамаяны" и "Махабхараты".

В Буддийскую сутки индийские крестьяне-общинники имели земельную собственность и были свободными производителями. Государственным налогом их, конечно, обкладывали, однако не заставляли работать в царсько-храмовом хозяйстве или на вельмож. В войско их также не принимали (военные обязанности выполняли лишь кшатрии). Индийские общины были независимыми и в административном отношении. Царские чиновники не вмешивались во внутренние дела общин, не ограничивали прерогатив органов общинного самоуправления - панчаятов



Назад