Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Семья


Система общин играла колоссальную роль во всех сферах общественной жизни Древней Индии, однако основной общественной звеном в ней была семья, построенная на патриархальных началах.

Індійку - как правило, еще ребенком - отдавали замуж ее родители, сама она могла выбрать себе мужа лишь в том случае, если родители не сумели подыскать ей пару. Идеальным считался брак, когда женщина была втрое моложе своего мужа. "Законы Ману" освящали детские браки и многодетность, что обеспечивало воспроизводства населения в условиях ужасной смертности через войны, голод и эпидемии (даже в начале XX в. средний возраст индийца едва достигал 21 года).

Древние тексты вспоминали восемь способов заключения брака, от как самый благородный (отдание дочери замуж с приданым и с ее согласия) до самых позорных (брак по причине включение или изнасилования). Семьи в основном были моногамны, однако существовала и полигамия, причем за гаремом ухаживали не евнухи (оскопление людей и животных в Индии считалось религиозным преступлением), а престарелые мужчины или женщины. Случались в стране и случаи полиандрии (несколько мужчин имели общую женщину).

Індійку чуть ли не с пеленок воспитывали в духе слепой покорности мужу. "Законы Ману" обязывали девушку повиноваться отцу, женщину - мужчине, вдову - сыновьям. Для женщины мужчина, даже найнікчемніший, должен быть божеством. Он мог продать свою женщину, проиграть ее в кости, через определенное время прогнать ее из дома, если она не родит ему детей рожать ли самих девочек, и немедленно - если окажется нелагідною. Более того, если детей не было по вине мужа, последний мог заставить женщину, чтобы она родила ребенка от другого, причем непременно от того, кого он сам подыскивал для этой деликатной миссии. Женская неверность считалась тяжким преступлением перед религией и обществом, особенно когда любовник принадлежал к низшей касте. Развод допускалось только для низших каст.

Зависимость индианки от мужа по древней суток все усиливалась, и в конце концов приобрела формы дикунської традиции сати - самосожжение вдовы на погребальном костре покойника. На первых порах сати практиковали элитные слои общества, а в конце древней суток - и низшие касты.

Впервые сати упоминается в "Ригведе", однако ведийская религия еще освобождала вдову от самосожжения в том случае, если Те брал замуж брат покойника. Описывается сати также в Махабхарате и Рамаяне.

Готовясь к сати, вдова одевалась и прибиралася словно на праздник и выпивала наркотический напиток, который притуплював боль. ее, чтобы, случайно, не выскочила из огня, приковывали слева от тела умершего, случалось - глушили палкой, если она рвалась из костра. После кремации пепел и останки сожженных помещали в бронзовую урну, из которой потом их высыпали в священный водоем.

В большинстве случаев вдова добровольно сходила на костер, потому что иначе жизнь была бы сплошной пыткой для нее, ведь родственники покойника не простили бы ей отказа выполнить свой священный долг.

А впрочем, положение индианки было таким безрадостным не везде. В предгорьях Гималаев, например, женщинам разрешалось есть мясо, употреблять алкогольные напитки, даже ходить на танцы. На крайнем юге Индостана даже во второй половине i тыс. до н. э. еще вообще царил матриархат.

Заметным общественным явлением в Древней Индии была проституция, к которой, как это ни странно, общественное мнение снисходила (ее осуждала лишь часть брахманов). При царском дворе, кроме официальных наложниц, жили представительницы древнейшей профессии, которые обслуживали царских гостей и заодно шпионили для царя. В государственном аппарате были специальные чиновники, которые инспектировали дома терпимости и взимали с их волшебных жительниц специальный налог. Примерно на пороге средневековья в стране появилась и храмовая проституция, особенно распространенная в тамилов и дравідів*. Как и греческие гетеры, нередки индийские проститутки получали богатство, славу и почести.

Чтобы стать известным, индийской "жрицы любви" приходилось не только в совершенстве овладевать своим непосредственным ремеслом, но и приобретать многих других знаний и навыков, в частности: умение играть, танцевать, петь, выступать на сцене, сочинять стихи, составлять букеты живых цветов, изготавливать искусственные цветы, плести гирлянды, производить косметику, готовить, шить, вышивать, колдовать, заказывать, показывать фокусы, составлять шарады, загадывать загадки, придумывать головоломки, фехтовать мечом и палкой, стрелять из лука, лепить из глины, разводить бойцовых петухов и курток, обучать попу рощ, выполнять гимнастические упражнения, шифровать, выполнять плотницкие и строительные работы, владеть несколькими языками, знать логику, химию, минералогию, садоводство и т.д.

Таким стоял в общих чертах староіндійське общество: близким нам и в то же время далеким, динамичным и консервативным, обаятельным и непривлекательным, зрелым и незавершенным.



Назад