Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Религия Вэд


Источники проливают свет на древнейшие формы духовной жизни индейцев лишь с эпохи арийской миграции в лучшую, когда там появилась и развилась религия Вед. Сначала ведизм был обычной системой мифов, однако постепенно превратился в религиозно-мифологическое мировоззрение, который получил название брахманизма. Отражен он в священных книгах Вед, составленных санскритом архаичной формы.

В Ригведе упоминаются десятки, возможно, даже тысячи богов (точно установить их количество не удается потому, что каждое ведійське божество имеет множество имен-эпитетов). Выяснить функции и иерархию ведийских богов очень сложно. Вероятнее всего, религия Вэд является генотеїстичною (каждая община считала верховным своего бога, не чураясь при этом и других культов).

Ведийские боги делились на две противоположные группы: добрых дэвов и злых асуров. Силами зла были в ведийскому пантеоне также кровожадные ракшаси, с которыми боги вели неустанную борьбу. Историки предполагают, что ракшасами індоаріям представлялись темнокожие аборигены-дравіди.

К наиболее популярных ведийских богов, чьи имена в Ригведе упоминаются чаще всего, принадлежал громовержец Индра - великий воин, сокрушитель арийских врагов. Очень важным был и культ Варуны - охранника Риты (вековечной мирового порядка, вселенской гармонии, высшей морали, что ее не могут изменить даже боги). Варуну, в отличие от других богов, считали праведником и побаивались. Весьма популярным был культ наркотического напитка Сомы, с которым сдружились ведийские боги, особенно Индра. Население сопровождало ритуал, связанный с этим культом, непристойностями и публичными оргиями. Однако особую популярность получил Агни - культ священного огня, на котором сжигались жертвы богам и которого считали через это посредником между людьми и небожителями.

В воображении населения Индии ведийские боги сосуществуют с вселенской абстрактной силой, которой подчиняется все сущее, даже боги. Эту пантеїстичну идею позаимствовали также другие индийские религии, которые признавали авторитет Вед. Она трактует Вселенная как единство макрокосма и микрокосма, в котором все взаємозумовлене и детерминированное.

Основой ведийского ритуала стало архисложная жертвоприношения. Ведизм наделял молитву, если она сопровождалась жертвой богам, особой магической силой. Считалось, что боги не могут ни в чем отказать моляшому, если он составляет им пожертвование в соответствии со всеми тонкостями ритуала. Поэтому ведийский народ строил свои взаимоотношения с небожителями по принципу "do ut des" ("даю тебе, чтобы дал мне").

Религия Вэд в определенной степени пристосовувалась к изменениям в общественной жизни. Так, в первой половине i тыс. до н. э. в Северной Индии появилось профессиональное жречество, которое постепенно монополизировало ведийский ритуал и именно благодаря этому превратилось в элитный общественный слой. Ряд туземных племен (они стали варной шудрів) был отлучен от религиозной жизни. Ведийские боги стали кастовыми: творец мира Брахма считался покровителем жрецы в-в брахмане, вооруженный космической молнией (вадж-рою) Индра - покровителем воинов-кшатриев и царской власти, Рудра (его позже отождествили с Шівою) - покровителем купцов, ремесленников и земледельцев (вайшів). Жрецы отвели самое почетное место в ведийскому пантеоне культа жертвенной молитвы - Брихаспати. Возрастала роль культов Вишну и Шивы (о них речь пойдет далее) и их женщин - богиня Лакшми (семейного счастья, символ женской красоты, ласки, самопожертвования) и Дэви (хранительница от демонов, символ неугомонности и фанатичной ярости; только Шива мог подобрать себе такую спутницу жизни).

В общем даже поздняя форма ведизма (брахманизм) осталась примитивной религиозно-мифологической системе, что морально устарела в середине i тыс. до н. э., когда в Северо-Восточной Индии возникло классовое общество и большие государства. В связи с развитием земледелия возросла роль рабочего скота - и население другими глазами посмотрели на ведийские жертвоприношения, сопровождавшиеся массовым ее забоем. Развитие торговли и ростовщичества вызвал переоценку общественных ценностей, пошатнулась вера в святость многих варнових ограничений и запретов. Политическое объединение индийских земель сделало неуместным освящения религией От основ родоплеменного строя. Неуместными казались и претензии брахманов на элитарное положение в обществе. Все это повлекло за собой важные изменения в системе религиозно-мифологического мировоззрения.



Назад