Электронная онлайн библиотека

 
 История Древнего Востока

Джайнизм


Мистические идеи подвижничества приобрели классической совершенства в джайністському вероучении, которое считают переходным мостиком от веданты к буддизму. Его основателем традиционно считают царевича Вардхаману, названного Махавірою ("Великим героем") и Джіною ("Победителем"). Если Джина (его именем назван вероучения - джайнизм) лицо историческое, то жил он примерно в VI-V вв. до н. э. Традиция утверждает, что Джина в 28-летнем возрасте оставил родительский дом и 12 лет был отшельником. Как раз в пуще он и понял, как можно "спастись", после чего стал странствующим проповедником-аскетом.

Джайністський канон - "Сіддханта" (или "Агама") - состоит из 45 книг, автором важнейших из которых, по преданию, был сам Джина. Канон сначала передавался в устной форме и впервые был записан в конце i тыс. до н. э. на пракритах (комментарии к нему - также на санскрите), а окончательно отредактирован уже в середине i тыс. н. э.

Джайнизм считает мирскую жизнь неизбежным злом, победить которое, достичь вечного блаженства можно триединым путем: безоговорочной верой в Джину, знанием его догм и неукоснительным выполнением установленных им правил. Эта религиозно-философская система считала все сущее в природе одухотворенным и решительно пропагандировала идею ахимсы - не повреждения живых существ, причем нередко доводила ее до абсурда, запрещая монахам брать в руки оружие, заниматься не только животноводством и земледелием (мол, лопатой можно разрубить червя). Чтобы не покончить с даже кузьці, джайны пили воду через специальное ситечко, прикрывали рот марлей, заметали перед собой путь метелкой, не мылись, не чистили зубы, не разжигали ночью костер, не ели сырых овощей и фруктов и т.д.

Ахимсу исповедовали также буддисты и индусы. Благодаря ей Индия отличалась высокой экологической культурой. В этом отношении религиозно-мифологические представления индейцев выгодно отличались от христианского вероучения, которое провозгласило человека царем природы и этим теологически обосновало бесцеремонное и жестокое отношение европейцев к живого мира.

Культ ахимсы возник, по мнению ученых, как протест населения против кровавых ведийских жертвоприношений - яджи. "Насколько безвозвратно (религиозная) реформа VI в. до н. э. положила конец этим жертвоприношением, - отмечал индийский историк Д. Косамбі, - можно судить по тому, что индуизм до сих пор категорически запрещает убивать крупный рогатый скот и употреблять говядину, хотя в наши дни этот запрет бессмысленна и даже жестокая относительно самих животных в стране, где мало пастбищ".

Джайністи считали, что путь к "спасению" лежит через самый строгий аскетизм. Поразительно подвижничество монаха-джайна начиналось с того, что ему во время пострига бороду не брили, а вырывали волосы с корнем. Джайны давали обет брахмачарии (целибат), некоторые из них (шветамбари - "одетые в белое") носили лишь простую одежду, который никогда не сбрасывали, другие (дігамбари - "одетые в воздух") даже такой наряд считали излишеством и прикрывали свое тело лишь "сторонами мира". Высшей формой подвижничества в джайнов были и есть добровольная голодная смерть и другие формы самоубийства.



Назад